Как обстоят дела с разработкой белорусского электромобиля?

Наш электромобиль

Мир стремится к зеленым технологиям и замене углеводородов на чистое топливо. Одна из альтернатив — электроэнергия. К сентябрю 2018-го общее число электромобилей в мире, проданных за 8 лет с начала моды на электрокары, достигло 4 миллионов штук. Причем последний миллион продан за шесть месяцев нынешнего года. А как обстоят дела с этим в нашей стране? Белорусский электромобиль — тема очередного выпуска специального проекта Агентства телевизионных новостей «На контроле Президента», вышедшего в эфир вчера вечером.

Предполагается, что подобные электроминивэны будут собираться на площадке СП ЗАО «Юнисон».
ФОТО ДЕНИСА МАЛЫШИЦА.

Если на старте за лидерство по продажам электрокаров тягались Северная Америка и Япония, то к настоящему времени их опережают Китай и Западная Европа. Есть ли шанс у нашей страны? Гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко даже не сомневается:

— Я считаю, у Беларуси есть большой шанс. В той же России практически все предприятия — «Группы ГАЗ», КАМАЗ и другие — создали электромобили. Но они это сделали на импортных комплектующих. А мы ставим задачи создать их у себя. Это может стать отдельной статьей экспорта и базой создания своего электромобиля.

Набирают обороты многие страны. При этом доля продаж электрокаров среди всех новых авто в Китае — 4%, в Европе — чуть более двух. В среднем по миру доля электромобилей среди всех новых проданных машин уже выше 2%. Это перспективное развитие экономики и для Беларуси. Учитывая, что БелАЭС станет собственным поставщиком электроэнергии. Еще в августе 2017–го Президент отмечал:

— Мы создали свой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Очень хороший — по цене, по качеству. Это наш автомобиль. Мы создали и народный, и ВИП–автомобиль. Но это первая ступень. Нам нужен электромобиль!

К моменту того разговора Александр Лукашенко уже лично протестировал электромобиль «Тесла». Машины — давнее его хобби, Глава государства не раз делился этим с журналистами. К тому же Президент своими глазами видел и возможности завода, с конвейера которого сошли первые белорусские кроссоверы. «БелДжи», правда, осваивает свой проект пока с двигателями внутреннего сгорания. Наши ученые обеспечивают локализацию, чтобы максимальная часть начинки — от двигателя до привода — была белорусского производства.


По электрокарам же Объединенный институт машиностроения нашел общий язык с другим производителем. Предложенная нашими учеными технология удешевит двигатель, а значит, и весь автомобиль.

Инвертор — устройство, которое непосредственно управляет электродвигателем, — также под прицелом разработчиков. Говоря простым языком, «железо» не работает без программного обеспечения, которое каждый производитель держит в секрете. А потому трудно не согласиться с научным сотрудником того же института Вадимом Грищуком, отмечающим, что иметь свое — большой успех:

— Это наше программное обеспечение. И мы можем делать с ним все, что захотим: подстраивать его под наши нужды, наши двигатели, под любые инверторы. Нашли новое — тут же внедрили. Увидели, что не годится, — убрали.

Если с запуском завода «БелДжи» ученые заговорили о формировании отечественной школы легкового автопрома, то за последние два года фактически создана белорусская научная школа по электромобилю. Сергей Поддубко вспоминает:

— До того в Беларуси не занимались силовыми электроприводами, только использовали импортные комплектующие, как это происходит на БЕЛАЗе или на «Белкоммунмаше». Мы же создали свою школу. Научились за это время разрабатывать изделия, начиная от электродвигателя, силовой электроники и тяговой батареи, электропривода. И сегодня мы можем создавать различные типы электромобилей.

Новый электродвигатель — сложнейшее интеллектуальное устройство. Его можно ставить на любой электротранспорт, будь то легковушка или грузовик. Первый белорусский уже обкатывается на электромобиле. С инвертором, который изготавливается на новополоцком заводе «Измеритель». А скоро под капотом наших электромобилей заработают и чисто белорусские электродвигатель и электропривод. В партнерстве заинтересовался китайский производитель Joylong, сообщил директор Научно–инжинирингового центра Объединенного института машиностроения НАН Александр Белевич:

— Упор сделан на электронику управления батареей. Отечественная батарея более устойчива к внешним факторам. Ведь в чем беда корейских машин? Они не выдерживают нашу зиму, даже не предназначены для зимней эксплуатации.

По сути, в институте машиностроения в работе сейчас ряд крупных проектов. Это создание электромобилей каркасного типа для работы в экозонах, ботанических садах. Второй проект — модернизация первого легкового электромобиля. Третий — создание универсального автомобиля. Четвертый — грузовика. Сергей Поддубко называет немало предприятий, участвующих в этих проектах:

— Сегодня по нашей документации изготавливаются электродвигатели на могилевском заводе «Электродвигатель». Мы заключили соглашение с новополоцким «Измерителем», там будут создавать нашу силовую электронику. Наша задача — создавать компоненты и передавать их для производства на белорусские предприятия.

Белорусские автолюбители уже не удивляются, увидев вот такие устройства для зарядки электромобилей.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.
Но не электромобилями едиными. Целый сегмент мировой промышленности сделал ставку на индивидуальный электротранспорт. На работу в офис на скутере или велосипеде? Почему бы нет, даже в костюме и в дождь — если это будет защищенная капсула? Созданием белорусских скутеров, велосипедов и прочего занимается приборостроительный завод «Оптрон». Велосипед здесь не изобретают — адаптируют то, что популярно на рынке, под белорусские реалии. Уже изготовлены пробные образцы, есть техническая документация. Фактически техника готова к серийному производству. И интерес к ней огромный. Есть разработки для дачников, для почтальонов, для передвижения служащих в сельской местности. Начальник коммерческого отдела ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» Евгений Коробейник добавляет:

— Такие велосипеды хороши как средство фитнеса для пенсионеров. Им уже незачем думать, что у них болят суставы, — ехать можно куда угодно. Устал — включил электродвигатель, отдохнул. Трехколесные модели можно использовать для молодых мам, для прогулок с детьми, решения бытовых вопросов — поездок на те же рынки. Глупо использовать две тонны железа, чтобы транспортировать сумки. Мы рассчитываем на 10 — 12 тысяч единиц в год. Конечно, по сравнению с Китаем или Германией это немного. Но электротранспорт в Беларуси только начинает развиваться.

Мы подошли к вопросу: чего же белорусам еще не хватает, чтобы заявить о себе миру? Если речь об электротехнике, то это недостаток инфраструктуры. К большому спросу на электротехнику не готовы пока и правила дорожного движения. Кроме того, китайскому производителю легче попасть на рынок, чем белорусским скутерам и велосипедам. Причина — каждая наша разработка проходит сертификацию. Это значит, что она безопасна. Пока в Беларуси даже испытывать новинки негде. Впрочем, скоро появится современное оборудование, которое позволит испытать и тут же сертифицировать разработку.

По самым скромным подсчетам, к 2025 году по белорусским дорогам будут колесить 600 тысяч электрокаров. Для Беларуси, небогатой запасами углеводородов, это золотая жила. Которая может стать стратегией развития экономики во всех сферах — от промышленности и АПК до IT. Помимо очевидного эффекта — развития технологий и экологичности, электротранспорт заберет на себя часть энергии, полученной на БелАЭС. Конечно, угнаться за мировыми производителями непросто. Но использование своих разработок позволит занять нишу на рынке, как это уже сделала когда–то широкая линейка белорусских брендов в машиностроении.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter