В Минске показали спектакль «Свадьба» знаменитого литовского режиссера Оскараса Коршуноваса

Наш дядюшка Оскарас

Агрессивный макияж, салат «Оливье» на свадебном столе, прически «под ноль», громыхающая группа «Руки вверх!» из динамиков, русский мат, который не задушишь — не убьешь, он сверкает в литовской речи, как золотые зубы на солнце. У литовского спектакля ОКТ/Вильнюсского городского театра «Свадьба» Оскараса Коршуноваса, показанного на фестивале «ТЕАРТ», — все приметы сатирического высказывания. Похожее настроение мы видели, например, в спектакле «Иванов» Театра наций. Там чеховские герои веселились на дне рождения одной из героинь под радио «Дача». Такой была показана свадьба в фильме Дарьи Жук «Хрусталь». Подобную интонацию можно встретить в спектаклях Алвиса Херманиса. Каждый актуальный художник норовит пнуть нас в нашу обывательскую сущность. Мол, ай–ай–ай, вот так венец природы! Вершина мироздания. А порой так хочется довольствоваться и радоваться малому: накрытому столу, лампе под абажуром, варенью из крыжовника. Хватит нас заводить. А то мы сами кого хочешь заведем. «Человек и закон» смотрели вчера? Про одного режиссера сюжет был...

Фото www.teart.by

Но оставим высокомерный менторский тон, больше подходящий для работников ЗАГСа, и пристально вглядимся в лукавые глаза режиссера, которые поглядывают на нас.

На «Свадьбу», которую, как и полагается, гуляли два дня (спектакль показали на «ТЕАРТе» дважды), пришли все — и это радует. Ну или почти все. Примостились кое–как, где лучшие люди нашего профсоюза — Роман Подоляко, в последний момент все же пересевший в партер, Александр Молчанов, Анастасия Боброва. Примостились и приготовились внимать. Потому что Коршуновас — это всегда хорошая отточенная форма при актуальном содержании. Это наверняка едкий северный юмор, а что его характеризует? Правильно — это юмор без улыбки. С каменным лицом. Плюс — актуальный контекст. Всегда, что бы ни ставил Коршуновас сегодня — Хармса ли, Шекспира, Булгакова, — это прежде всего не парад актерских суверенитетов и не монтаж аттракционов, а мучительное рассуждение о месте маленькой литовской нации в европейской истории и современном политическом контексте. В «Свадьбе» достается и нам, но так — любя, по–соседски, мол, весь «Акрополис» скупили.

В основе «Свадьбы» как бы пьеса Бертольда Брехта «Мещанская свадьба», написанная сто лет назад в 1918 году, но основательно переписанная. Тут поминают всуе многие известные бренды общества потребления, например, «Икею», ругают Швецию и ностальгируют по Советскому Союзу. Коршуновас высмеивает обывательские ритуалы, утратившие сегодня свой смысл, но в этом смехе нет издевки, Оскарас не отделяет себя от своих героев и этого праздничного стола.

«Свадьба» — легкий и лаконичный спектакль о нравах, мещанстве, наших современниках и литовских реалиях. Перед нами литовская глубинка — тихая и поэтическая. Гость жениха, работающий в Швеции, вполне чувствует себя в ней «хозяином жизни», чтобы хамить, лапать невесту и давать отцу жениха советы, как ему жить. Разве не встречаем мы сегодня таких рвачей, которые считают вслед за Фридрихом Энгельсом, что жизнь — просто форма существования белковых тел? А если перенести действие в какой–нибудь белорусский районный центр или даже город–миллионник, что изменится? Радости и печали у нас почти общие. Но также и мы не можем не замечать, что дух Вильнюса сегодня постепенно улетучивается, в городе на месте артистического кафе открывается бездушный американский общепит... И уже к нам едут литовцы за самим «вкусом жизни», как называют этот продукт в спектакле — «настоящей белорусской сметаной».

Актеры в «Свадьбе» удивительно держат найденные характеры от начала до конца. Тень Жоры Крыжовникова, создателя фильма «Горько!», незримо витает над последним получасом действия. Есть тут и финальный монолог в стиле знаменитой истерики из картины «Изображая жертву». «Бойтесь гнева терпеливого человека», — вполне можно было бы писать на программке этой горькой человеческой комедии.

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter