Наш человек на Круазетт

Создатель проектов «Новая коллекция», «Наша спадчына», «Эпоха» на Первом канале Олег Лукашевич всегда и всюду выглядит как стопроцентный денди...
Создатель проектов «Новая коллекция», «Наша спадчына», «Эпоха» на Первом канале Олег Лукашевич всегда и всюду выглядит как стопроцентный денди. Среди элиты мирового кино и шоу–бизнеса он давно свой. Телезрителя он готов провести по подиумам Парижа, по красной ковровой дорожке престижнейших кинофестивалей, приоткрыть завесу таинственности над биографиями легендарных исторических персон.

— Олег, кто был вашим первым знаменитым собеседником?

— Кшиштоф Занусси в Каннах в 1996 году. С тех пор я поддерживаю с ним очень хорошие отношения, мы переписываемся, часто встречаемся. Когда–то великий польский режиссер назвал меня своим послом в Беларуси. Когда у Занусси выходит новый фильм, всегда стараюсь устроить премьеру в Минске. И очень горжусь дружбой с ним.

— Ваши собеседники — личности, которые добились очень высокого положения в своей сфере. Неужели ни разу не доводилось слышать отказы?

— Нет, я был слишком прямолинеен и убедителен. Первый раз я попал в Канны потому, что сам хотел туда поехать, меня никто не посылал. Мои друзья помогли осуществить мечту. И взамен не ставили никаких условий.

— «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах в этом году был награжден румынский режиссер Кристиан Мунжиу, призом за лучшую мужскую роль — Константин Лавроненко, сыгравший в «Изгнании» Андрея Звягинцева. Интерес к Восточной Европе, похоже, сейчас велик?

— На мой взгляд, это просто стечение обстоятельств. В интервью со мной отборщик Каннского фестиваля по странам Восточной Европы Жоэль Шапрон отвечает на ваш вопрос следующим образом: «Мы ищем хорошие фильмы, это самый главный принцип». Из 4.000 фильмов нужно выбрать только 100 — представьте, какой конкурс! Каннский кинофестиваль долгое время отдавал предпочтение известным режиссерам, именитым мастерам. Лет 30 назад начали обращать внимание на молодых режиссеров.

— Скажите, Беларусь знакома вашим зарубежным собеседникам?

— Мне не случалось слышать от них вопрос: «Где находится эта страна?», по крайней мере, от известных людей. Беларусь — не маленькая страна, а суверенное государство. Пока молодое, но активно развивающееся. То, что нас знают, это факт. Нужно, чтобы наши режиссеры и национальный кинематограф были представлены на мировом уровне.

— Вы знаете, чего нам не хватает, чтобы достигнуть этого?

— Смелости! Финансовая составляющая не столь важна и пример с румынским режиссером тому подтверждение. Полгода назад, можете представить, у него не было даже денег на съемки! И вот, пожалуйста, — камерная картина без участия знаменитостей, а, значит, не нужны огромные гонорары на звездный состав. Главное — хороший сценарий и хорошая идея. Ведь можно выделить сегодня миллион долларов — и загубить эти деньги. А что такое хорошее кино? Это то, что затягивает, то, что ты смотришь на одном дыхании и тебе не хочется прерываться. Все награды, которые вручают оператору или актерам, в конечном счете — заслуга режиссера. Самый великий актер теряется, если нет постановщика–профессионала. Хотя порода артиста всегда чувствуется, даже если он будет играть какую–то глупую роль.

— Похоже, вы желанный гость в Каннах и Берлине. А в Голливуде вас уже принимают?

— Я человек, который сначала что–то сделает, а потом говорит об этом. Но у нас есть интересные проекты, над которыми будем работать. В Голливуде мы уже снимали фильм о выходце из Беларуси Луисе Майере — одном из основателей «фабрики грез».

— В проекте «Эпоха» — подлинная галерея знаковых персон: Евфросиния Полоцкая, Тадеуш Костюшко, Франциск Скорина, Марк Шагал... В школе вы увлекались историей?

— Нет, я был абсолютно равнодушен к ней. В советское время история Беларуси должным образом не преподавалась. Мы не знали, что у нас есть такое богатое прошлое.

— Ваш альбом в соавторстве с Александром Алексеевым «Спадчына Беларусi» стал заметным событием в культурной жизни...

— Фотография — мое увлечение и оно неотделимо от работы. Книга получилась, наверное, потому, что мы с Александром готовили ее с большим терпением и любовью, упорством. За три года вышло 7 или 8 переизданий. Такого успеха у нас здесь не имеет ни один альбом аналогичной тематики.

— Скажите, Олег, вы прибегаете к помощи стилистов и дизайнеров или полагаетесь на собственное чувство стиля?

— Я имел возможность работать на Неделях моды в Париже, хорошие отношения сложились с некоторыми дизайнерами. Мне нравится красивая одежда, и я сам формирую гардероб. Единственное, не покупаю готовых костюмов, они все шьются на меня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter