Наш барон

Исполнилось 95 лет удивительному русскому человеку – барону Эдуарду Фальц-Фейну По воле злого рока в 1917 году пятилетним мальчиком вместе с семьей он был выброшен за пределы России. Благодаря воле своей и таланту выжил и в заграничной жизни, став знаменитым бизнесменом, коллекционером, благотворителем. Высокое достоинство, воспитанное в нем дедушкой, бывшим директором Его императорского Величества Пажеского корпуса, генералом Н.А. Епанчиным, определило всю его жизнь.

Он побеждал на велогонках, был создателем первой, успешно выступившей, сборной команды Лихтенштейна по лыжам, был «золотым пером» парижской спортивной газеты L’Auto в Германии. Так что жизнь его – это  и отчаянная мелодрама, и увлекательная приключенческая повесть, но более всего – никогда не прекращавшийся роман с горячо любимой Россией.
В 1936 году на Совете общины княжества Лихтенштейн в городке Руггеле сто одним голосом «за» бывший подданный Российской империи Эдуард Фальц-Фейн был принят в качестве нового лихтенштейнского гражданина. Правящий монарх маленькой страны – Франц I наградил его титулом барона. Он же стал в этой карликовой и, с его легкой руки, успешной в деле туризма стране «королем сувениров». Сувениры принесли ему состояние. Своеобразным девизом его жизни стали слова: «Благодаря новой родине я встал на ноги. Заработал состояние – и могу помогать моей несчастной России».
Вот и пойми человека: в его окружении редко кто не проклинал советское государство, лишившее его родины, иные соотечественники забыли родной язык, а он всю свою сознательную жизнь буквально бредил Россией. Он даже спал, как сам говорит, на Красной площади, имея в виду висящий в его спальне ковер работы Лемерсье с собором Василия Блаженного. И как жаль, что в России фамилию Фальц-Фейна знают не очень многие.
Советская власть не пускала его на территорию СССР, а он стремился туда всей душой. Это он договорился с семьей Шаляпиных и мэром Парижа Шираком о возвращении праха великого певца на родину, но его даже не пригласили в Москву на перезахоронение. Зато когда наконец получил разрешение на поездку в Россию, растроганный до слез, он тут же подарил дипломатам картину художника Сверчкова «Тройка» – пусть там будет русский дух, а не только портреты Брежнева. Показалось мало. И он позолотил острые пики кованой ограды посольства сусальным золотом, чтобы у русских было не хуже, чем у других.
А в шаляпинский музей в Кисловодске барон передал документы от сына певца Федора Федоровича. А также многие раритеты. И теперь эти предметы выставлены в музее на обозрение посетителей. Например, бронзовая фигурка Шаляпина работы Дмитрия Тугаринова, того самого, который сделал скульптуру Суворова в честь двухсотлетия перехода полководца через Альпы.
А сколько сил и денег барон затрачивает на поиски и воссоздание знаменитой Янтарной комнаты! По его ходатайству Дума приняла Постановление об обмене семейного архива князя Лихтенштейна на архив Соколова с документами расследования убийства царской семьи. А в целом он столько предметов русского искусства передал в Россию, что только для их перечисления понадобилось бы несколько страниц, исписанных убористым почерком. Поучиться бы нашим богачам. Прекрасный пример служения Отечеству.
Недавно барон передал России часть своего богатейшего архива в Государственный российский архив. Как рассказала биограф барона Надежда Данилевич, эта часть документов посвящена Епанчиным, роду барона по материнской линии, в котором было три знаменитых русских адмирала. Есть там и материалы, посвященные учащимся Пажеского корпуса. Спасаясь от расстрелов, многие из них бежали за рубеж. Вторая часть архива посвящена Фальц-Фейнам. Это были самые крупные помещики на юге России, у которых было двадцать процветающих имений на Херсонщине. Эти архивы барон передал музею в Херсоне. Часть архива досталась дочери Людмиле и часть – Лихтенштейну.
Эдуард Фальц-Фейн много работает. «Хочу зарабатывать и тратить деньги на мои затеи в России. Вот ради чего стоит жить», – считает барон. И нельзя не быть благодарными этому зарубежному патриоту. У него надо учиться любви к своей стране. К нашей стране.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter