Роттердамский кинофестиваль ежегодно представляет все самое интересное в области экспериментального, авторского и дебютного кино

Наш артхаус в Роттердаме

Роттердамский кинофестиваль ежегодно представляет все самое интересное из того, что создано в области экспериментального, авторского и дебютного кино
Роттердамский кинофестиваль ежегодно представляет все самое интересное из того, что создано в области экспериментального, авторского и дебютного кино

В основной конкурс, где участвуют первые и вторые работы начинающих режиссеров, ни один российский фильм не попал. Хотя география впечатляла: Индонезия, Аргентина, Кипр, Словения, Дания, Нидерланды... Три призовых «Тигра» получили картины из так называемого третьего мира: перуанская «Видеофилия» – о молодых перуанцах эпохи интернета, тайская «Исчезнувшая точка» – о рефлексиях, связанных с преступлением на дороге, кубинский «Проект века» – о так и незавершившемся строительстве атомной электростанции на Кубе, которое начинал Советский Союз в 1980-х.


Одна из программ нынешнего Роттердама называлась: «Сигналы. Пропаганда каждый день». В нее-то и пригласили несколько российских картин. «Ангелы революции» Алексея Федорченко сняты по мотивам одноименной книги писателя из Казани Дениса Осокина, а также  других его сочинений. Революционные 20-годы прошлого века препарированы в фирменной манере Федорченко и представляются неким сказочным миром. Картина сделана в балаганной стилистике и повествует о внедрении в народное сознание идей авангардного искусства. Оленеводов, например, приобщают к творчеству Казимира Малевича. Федорченко продолжает свой особый путь, расширяя географию редких культур. От народа меря, луговых мари, о которых он снимал прежние фильмы, он добрался до хантов.

Олег Мавроматти – художник и режиссер, известный своими радикальными высказываниями и акциями, свой шокирующий фильм «Дуракам здесь не место» построил на видеодневниках 29-летнего жителя Москвы. Этот безумный человек с накрашенными губами появляется на фоне государственных флагов и с вожделением рассказывает о том, как посещает супермаркеты, варит сосиски, обожает мужчин. Он возомнил себя православным активистом и представителем секс-меньшинств. Свои ролики Сергей Астахов выкладывает в интернете, и это единственное место приложения сил. Вместе с его видеообращениями выплескивается на экран вся пена дней, вся та дурь, что засела в головах наших соотечественников, тонущих в ежедневных потоках информации.

В короткометражной программе представили российско-голландскую документальную картину Любови Матюниной «Кому на Руси жить хорошо?» по поэме Некрасова. Герои фильма рассуждают о смысле жизни, не ставя перед собой высоких задач. Кто-то надеется почувствовать себя настоящим мужчиной, отслужив в армии, кто-то озабочен воспитанием детей. О водке как смысле русской жизни тоже поговорят. Авторы подчеркивают, что все происходит в эпоху Путина после событий в Украине, но это никак не отразилось на миропонимании героев. 

В той же программе участвовала черно-белая картина «Старое еврейское кладбище» (Латвия, Голландия) уроженца Беларуси Сергея Лозницы. Сам он живет в Берлине, а его документальная лента снята в Риге. Режиссер показал сонную жизнь одного из окраинных районов Риги, где обитает спившийся народ. В здешний парк приезжают американские туристы, чтобы посетить могилы предков. Но кладбища как такового нет...

Украинский режиссер Мирослав Слобошпицкий со своей уже хорошо известной картиной «Племя» о слабослышащих воспитанниках интерната участвовал в программе «Светлое будущее». А в программе «Сигналы» – тягучий, типично эстонский фильм «Пейзаж в многолуние» совсем не типичного видеохудожника Яана Тоомика. Киргизский трехчасовый фильм «Пересадка» признанного мастера Марата Сарулу показали в программе «Спектр». Документальная лента французского художника, фотографа и режиссера Эрика Бодлера «Письма к Максу» снята в Абхазии и тоже отвечает на вопрос: кому там жить хорошо.

Автор публикаци: Светлана ХОХРЯКОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter