Наш аист себе на уме

Как выглядит образ семьи в представлении белорусов? Решив это  выяснить, ученые Института социологии Национальной академии наук Беларуси ставили перед собой практическую цель – дать объективную информацию в руки тех, кто определяет демографическую политику

Как выглядит образ семьи в представлении белорусов? Решив это  выяснить, ученые Института социологии Национальной академии наук Беларуси ставили перед собой практическую цель – дать объективную информацию в руки тех, кто определяет демографическую политику. Ведь самые продуманные, казалось бы, планы, программы и акции в этой области потерпят неудачу, если будут идти вразрез с менталитетом общества. 

— В числе других проблем мы постоянно изучаем семейные отношения, но такой масштабный и подробный опрос, который охватывал бы всю республику, мы провели впервые, — говорит заведующая отделом социологии культуры и коммуникаций кандидат философских наук Лидия Новикова. – Опрос был репрезентативным, то есть доля каждой возрастной и поселенческой категории в числе респондентов соответствовала структуре общества. На наши анкеты ответили 1100 человек, среди которых 49,5 процента — состоящие в зарегистрированном браке, 13,7 – вдовцы и вдовы, 9,6 – разведенные, 6,5 – живущие в «гражданском» браке, 2,1 – холостые. Результаты оказались очень интересными. Например, выяснилось, что национальный менталитет вовсе не абстрактная придумка, а реальное качество, четко отражаемое в ответах на вопросы анкеты. 

Среди факторов, от которых зависит крепость семьи, «памяркоўныя» белорусы на первое место поставили вовсе не взаимную любовь и верность, а взаимное уважение, взаимопонимание и терпение. Причем предпочтение этим качествам в разных возрастных и поселенческих группах отдали от 45 до 60 процентов опрошенных, что говорит о глубине тенденции. Таким образом, считают ученые, есть основание полагать, что изменился образ брака, в котором идеалы страстной любви уступили место осмысленному выстраиванию семейных отношений. Не случайно, что по степени важности приоритетов далее располагаются дети и только потом – супружеская верность. После этого в шкале ценностей стоят обеспеченность хорошим жильем, готовность обсуждать общие проблемы. Проживание отдельно от родственников опрошенные поставили на седьмое место по  важности. Еще ниже оказались высокий доход, гармония сексуальных отношений, наличие общих интересов. Менее всего белорусы придают значение одинаковому социальному происхождению, общей религиозной вере и принадлежности к одной национальности. 

Вопрос, сколько нужно иметь детей в семье, был важнейшей целью исследования. И оно показало, что выполнение принятой недавно Национальной программы демографической безопасности вскоре может столкнуться с трудностями. Да, сейчас начался рост рождаемости, который, по некоторым оценкам, относится на счет принятых мер по ее стимулированию. Без сомнения, они дают результат. Но есть и другой фактор. В детородный возраст вступило поколение демографического всплеска середины 80-х годов. Может статься, что когда после 2011 года этот ресурс иссякнет и придет очередь становиться родителями тем детям, которые появились на свет во время спада рождаемости, то демографическое чудо закончится. 

И опрос в этом смысле не радует: современные белорусы считают идеальной семью с двумя детьми. Такого мнения независимо от возрастной группы, за исключением пожилых людей, придерживаются две трети горожан и половина сельских жителей. 

Как известно, для поддержания демографического благополучия страны необходимо, чтобы среднестатистическая семья имела 2,7 ребенка. Это нижняя планка, за которой начинается депопуляция. Но чтобы родить вожделенного 0,7 младенца, следует проделать колоссальную работу по изменению, увы, сложившегося стереотипа. 

Любопытна и такая деталь: только треть белорусов считает, что иметь или не иметь детей – дело самой женщины, а остальные убеждены, что рожать она обязана. При этом в возрасте до 30 лет мнения опрошенных разделились примерно поровну, а вот двадцатилетние «радикалы» и вовсе почти единогласно высказались за право слабого пола на «самоопределение» по части детей. 

— Исторически мы все вышли из общества не просто бедного, но и отягощенного постоянными репрессиями, когда вся жизнь человека состояла из преодоления неимоверных трудностей, — говорит Лидия Новикова. – В такой обстановке работал биологический закон: родители должны все отдавать детям, иначе не выжить. Но чем богаче становится общество, тем у родителей появляется больше возможностей не приносить себя в жертву потомству. Мы воспользовались вопросом, который задавался при социокультурном исследовании, проводимом в 49 странах мира, и спросили своих респондентов: «Должны ли родители все отдавать детям, даже в ущерб своему жизненному благополучию, или они должны, кроме заботы о детях, думать еще и о себе?» Анализ показал, что четыре пятых белорусов уверены в том, что все нужно отдавать детям, тогда как в Западной Европе так считает лишь половина опрошенных. Правда, «догнать» Европу мы через какое-то время сможем с помощью нынешних двадцатилетних, одна треть которых уже склоняется к мысли, что люди должны жить и для себя тоже. 

Кстати, представители «компьютерного» поколения, как было замечено, резко другие. Причем это не только интуитивное впечатление, но и статистически достоверные сведения. Их ответы на вопросы всегда отличаются не менее чем на 10 процентов от ответов следующей возрастной группы, что в социологии считается буквально вызовом. Они нацелены на личный успех, независимы в суждениях, равнодушны к частной жизни окружающих, сдержанны, рациональны. Конечно, этот комплект качеств способен сработать по-разному, но ученых все же тревожит, что даже второй ребенок, не говоря о третьем, при таком менталитете может оказаться лишним звеном в семье. 

Спрашивается: есть ли выход? Посмотрим… Во всяком случае, социологи готовы в специальном углубленном исследовании спросить об этом самих женщин. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter