Нас ждут великие дела

По наблюдениям кандидата экономических наук Татьяны БЫКОВОЙ, в странах с высоким уровнем экономического развития роль женщины во всех сферах общественной жизни за последние годы существенно выросла.

В США, например, женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписывается более 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, им принадлежит свыше 74% домов и квартир. Американские женщины концентрируют у себя более 88% общей покупательной способности.
Причина в распространении сложной и эффективной домашней техники, которая сокращает временные затраты на ведение домашнего хозяйства. Быстрое развитие сферы услуг (специфически женского бизнеса!) в период перехода к постиндустриальному обществу увеличивает востребованность женского труда.

В мире наблюдается стремительный рост числа женщин-предпринимательниц. В странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% всех обучающихся.
В Бельгии женщина управляет каждым третьим предприятием малого бизнеса, а в сфере услуг доля “женских” фирм доходит до 47%. В Финляндии доля женщин среди предпринимателей составляет 30%, в Швеции — 25%, в Канаде — около 30%.

Исследования показывают, что по некоторым параметрам женщины обладают явными преимуществами для успешного ведения бизнеса. Они менее амбициозны и больше внимания уделяют построению благоприятного морально-психологического климата, утверждению сбалансированной системы мотивации и стимулирования, терпению и дипломатии. Их излюбленная стратегия “малых шагов” весьма оправдывается в периоды неопределенности и высокой изменчивости внешней среды. Выигрышными являются женская наблюдательность и точность, ответственность и целеустремленность, коммуникабельность и ориентация на сотрудничество.

В современной литературе уже сложились определенные типы женщин-руководителей:
“Железная леди” — холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает свои силы и возможности. В совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективные средства.
“Старшая сестра” — опирается на коллективные формы принятия решений, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом работали такие же сильные коллеги. Не приемлет интриг, развивает гласность и конструктивную критику.
“Хозяйка” — рассматривает свою организацию примерно так же, как свое домохозяйство. Подсознательно выделяет среди сотрудников аналоги “мужа” и “детей”, “дальних” и “близких родственников”. Поощряет неформальные отношения. Не приемлет “предательства”.
“Воин” — целиком работает по мужскому типу управления. Не приемлет разделения на работе на мужчин и женщин. Никак не учитывает специфики женской природы.
“Приз” — обожествляет себя, держит дистанцию с коллективом, который должен ей беззаветно служить, добиваясь ее расположения. Приоритет отдается моральным, а не материальным мотивам и стимулам деятельности. Среди работников предпочтение отдается мужчинам.
“Муза” — тип, который распространен в творческих сферах деятельности: в художественных и музыкальных салонах, клубных системах, на предприятиях по оказанию лечебных, консультационных, косметических и подобных услуг. Основная задача руководителя, по ее убеждению, — вдохновлять коллектив на великие дела.
По материалам веб-ресурса “Белорусская женская сеть”

Гендерная революция в Беларуси запаздывает. При наличии серьезного потенциала женщины по-прежнему заняты в наименее оплачиваемых и наименее престижных сферах. Их удельный вес среди руководителей — около 45%, а в промышленности — около 37%. Доля женщин в составе директорского корпуса предприятий не превышает 6—8%. Поэтому средняя зарплата женщин в Беларуси составляет около 80% от средней зарплаты мужчин.

Основными сферами частного женского предпринимательства в нашей стране, как и во всем мире, являются услуги населению, торговля, система общественного питания, то есть виды деятельности с традиционно невысоким уровнем рентабельности, исключающим возможность формирования финансовых олигархических структур и получения громадных теневых доходов. В основном этот бизнес — способ обеспечения занятости себе и своим бывшим коллегам или родственникам. Проявить инициативу и самостоятельную творческую активность решаются в основном лишь женщины, имеющие значительный опыт руководящей работы либо обладающие не только высокой квалификацией, но и необходимыми связями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter