Нас поспешили напоить

Не хочется бросать камни в сторону ВОЗ, но все же поясним

Раньше международные аналитики были фокусниками, нынче превратились в кудесников. Даже не «жонглируют» цифрами, а сразу «выколдовывают» нужные данные для правильных результатов. Экспертные мнения-то нынче здорово влияют на рынки. А поэтому обладают четкой монетизацией. Там, где рулит бизнес, логика аналитики выгоняется на задворки, а на первый план выходит продажная цена исследования. Даже далекая от экономики Всемирная организация здравоохранения включилась в «психологическую борьбу», красиво поставив в последнем отчете Беларусь в лидеры по потреблению спиртного. Следом в Евразийском регионе идут Молдова, Россия и Украина. Вот и готово обоснование борьбы с алкоголизацией, а если называть вещи своими именами, передел рынка в пользу импортных игроков.

Не хочется бросать камни в сторону ВОЗ, но как-то уж слишком навязчиво результаты ее исследований выражают чаяния европейских производителей алкоголя. А их позиция известна: пропагандировать легкие напитки — пиво и вино, повышать культуру пития — «проталкивать» коктейли или что-то подобное. А тут уже без виски или коньяка не обойдешься. Ну а чтобы освободить место для благородных западных брендов, надо «придушить» основу национальной алкогольной отрасли — водку. Не запрещать, но загнуть акцизы до такого уровня, чтобы людям пришлось искать «заменители». В такой избирательной борьбе с пьянством, пожалуй, больше бизнеса, чем медицины. Ибо с точки зрения чистой физиологии, этиловый спирт — яд для организма, независимо от крепости напитка. Поэтому весь алкоголь вреден. Но почему-то больше всего от зарубежных экспертов достается тяжелым напиткам.

Вот и ВОЗ рисует страшную картину алкоголизации нашей страны. Якобы 17,5 литра чистого спирта в год потребляет в среднем каждый белорус старше 15 лет. Причем 14,4 литра приходится на официальное спиртное и 3,2 литра — на подпольное. Конечно, нацию трезвенником не назовешь, но с какого потолка цифры? Ведь еще в 2011 году та же ВОЗ «присудила» Беларуси только 11-е место со среднедушевым потреблением легального спиртного 11,2 литра в чистом виде. А с тех пор продажи только падали. Вот и в первом квартале — снова «минус» больше чем на 4 %.

Впрочем, по России статистика международной медицины не менее парадоксальна. Потребление легального спиртного за три года практически не изменилось — находится на уровне чуть больше 11 литров алкоголя на душу населения. А вот российские производители водки утверждают совершенно обратное: падение продаж на 30—40 %. Неужели на предприятиях в собственной бухгалтерии запутались? Потребление же «нелегальщины» в России, по мнению ВОЗ, снизилось почти на 10 %. Вот это новость! По оценкам местных экспертов, из-за резкого роста акцизов и цен на крепкий алкоголь уже около половины его находится в «тени». Допустим, водочные лоббисты сгущают краски. Но тренд на продажи суррогатов и «паленки» однозначно положительный. Другого реалисты и не ожидали. Минимальная цена пол-литра в России почти 4 евро. Примерно столько же дешевое крепкое спиртное стоит в Германии. Ну а доходы отличаются в четыре раза. Вот и приходится даже зажиточным жителям переходить на «заменители» из-под полы. Но международные аналитики исходят из своей логики: раз акцизы на водку в РФ подняли почти до уровня среднеевропейских, должна улучшаться ситуация с алкоголизацией.

Почему европейские эксперты недолюбливают именно водку? Не их напиток. Это в Беларуси и России на «беленькую» приходится половина алкогольного рынка. А в ЕС правят бал пиво (около 50 %) и вино (30 %). Причем еще относительно недавно, в 70-е годы, в Старом Свете пили «по-черному» — только по официальным данным, больше 15 литров чистого спирта на каждого взрослого приходилось в год. Сейчас намного меньше — около 11. А куда деть излишки, до сих пор не знают. На Европу приходится половина мирового экспорта спиртного. Доход превышает 10 млрд. евро в год. Только пивных заводов в ЕС около 4 тысяч, а если взять всю алкогольную отрасль, то она дает работу миллиону европейцев напрямую плюс миллионы рабочих мест в сельском хозяйстве — поставщике сырья, машиностроении — производителе оборудования, на транспортно-логистических предприятиях… Экономика серьезная вырисовывается.

А когда на кону крупные суммы, на их защиту становятся даже медики. Кстати, именно ВОЗ настаивает на ужесточении акцизной политики в России в надежде, что она «надавит» на соседние страны. От подорожания водки пить ни в России, ни в Беларуси меньше не стали. А вот импорт спиртного пошел в гору. Растут объемы продаж вина, коньяка, виски… Естественно, европейского производства. Второе дыхание получает и пивной рынок. C ним вообще все просто: там рулят крупные концерны, которые прибрали к рукам ключевые предприятия и в СНГ. На долю «большой европейской тройки» приходится почти две трети оборота пива в ЕС — 80 млрд. евро. И монстрам надо расти, чтобы поддерживать котировки акций. Свои потребители «взять» дополнительную дозу уже не могут. Даже традиционные поклонники хмеля и солода — немцы — за последние 10 лет стали пить почти на треть меньше пива. Словом, остается только двигаться на Восток, чтобы поддержать объемы и продажи. Но чтобы окончательно прижиться в стране с иными алкогольными обычаями, сначала надо пройтись катком по традиционным напиткам. И процесс вытеснения водки коньяком, виски, пивом и вином уже идет полным ходом. В том числе и в нашей стране.

Впрочем, справедливости ради надо признать: проблема алкоголизма в странах ЕЭП существует. В целом такая же, как и в Европе. Снижение потребления подушевого алкоголя в странах ЕС скорее статистический казус, чем реальность. Население Старого Света стремительно стареет, но ширятся и растут диаспоры из африканских и азиатских стран, равнодушно относящихся к спиртному. Вот и получаются красивые цифры. Поэтому выводы ВОЗ о наших вредных привычках — скорее, повод для размышления. Но для конкретных действий их данные навряд ли подходят. Уж слишком они какие-то колдовские…

Иллюстрация: Николай ГИРГЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter