“Нас не надо жалеть”

Наш сегодняшний гость — чемпион, правда, не совсем обычный. Олег Шепель — инвалид по зрению, что не помешало ему реализоваться как спортсмену и преуспевающему человеку. В свои 38 он достиг того, чего не каждый достигнет в 50. Практически всю жизнь Шепель был первым. Он завоевал первую золотую медаль Паралимпийских игр для СССР (в его коллекции 5 наград). Стал первым инвалидом, кому присвоили звание “Заслуженный мастер спорта”. Он открыл первый спортивный ресторан в нашей столице. А еще в составе мини-футбольной команды инвалидов по зрению выиграл чемпионат мира. Сегодня воспитанник шкловского интерната возглавляет Белорусское товарищество инвалидов по зрению (БелТИЗ), а также Паралимпийский комитет. “Спортивную” должность Шепель занимает 5 лет — как раз половину того срока, что развивается инваспорт в нашей стране. На его правление приходятся самые значимые успехи наших паралимпийцев. В Афинах они завоевали 28 медалей, а в Турине — 9. Что и говорить, отличный подарок к первому юбилею
Не инвалид,
а гражданин
— Могу однозначно сказать: Паралимпийский комитет Беларуси в мире сегодня уважают и с ним считаются. Почему? Благодаря достигнутым результатам. Что бы там ни говорили, но в инваспорте важно именно это. Есть медали — есть и уважение, нет — на тебя смотрят свысока. Выступление спортсменов на Паралимпийских играх является хорошим индикатором государственной политики в отношении инвалидов. Судя по нашим результатам, государство работает в верном направлении. И хочется верить, что так оно будет впредь. Отношение к инвалидам, старикам и детям — мерило цивилизованности общества. В цивилизованных странах созданы все возможности для того, чтобы инвалиды были интегрированы в общественную жизнь, могли заниматься различными видами спорта.
— Вы употребляете слово “инвалид”. Оно не слишком грубое?
— Можно говорить инвалид, а можно — человек с ограниченными возможностями. Слепой или незрячий. Первый вариант более жесткий, второй — более мягкий, но суть от этого не меняется. Главное — отношение. Гораздо страшнее, когда сталкиваешься с душевными инвалидами. Это — позор любого общества. Ужасно, когда у человека есть руки, ноги, глаза, а душа у него покалеченная. Инвалиды не нуждаются ни в чьей жалости. Для нас это самое большое оскорбление. Мы такие же граждане, как и все остальные, и хотим иметь возможность реализовать себя.
Снимаю шляпу
— Уважения заслуживает каждый паралимпиец. Ведь то, что они делают, по сути, является подвигом. Эти люди, несмотря на свои проблемы, любят жизнь, радуются ей. Взять Люду Волчок, завоевавшую в Турине одну золотую и три серебряные медали. Она не только отличная спортсменка с характером бойца, но и шикарный человек с потрясающим жизнелюбием, которым умеет зарядить окружающих.
— Как вы считаете, к инваспорту сегодня отношение достаточно серьезное?
— Наверное, оно могло бы быть еще серьезней. Инвалидный спорт — это не фестивальный, не выставочный, а самый что ни на есть профессиональный спорт. По уровню результатов наши спортсмены-инвалиды приближаются к лучшим достижениям в “обычном” спорте. Представьте себе человека на протезах, на стометровке выбегающего из 11 секунд. Здоровые спортсмены не всегда могут достичь результатов, показанных паралимпийцами. Кстати, на Паралимпиадах звучит такой же гимн, что и на Олимпийских играх. И флаг одинаковый поднимается. Не я заметил, что Паралимпиады перестают быть явлением чисто спортивным, туда постепенно проникает политика. Чаще возникают проблемы с судейством, допинг-контролем, медицинскими комиссиями. Явления негативные, но свидетельствующие о престиже инваспорта.
Или спорт, или ничего
— Я воспитанник шкловского детдома. Приехал в Минск со 150 рублями в кармане. Поступил в институт культуры. Денег не хватало, приходилось работать у станка. Для себя понял: если не реализуюсь через спорт, ничего хорошего в жизни не будет. Упорно занимался, во всем себе отказывал — помогла внутренняя самодисциплина. Многие ребята, по способностям мне не уступавшие, так ничего и не добились. Когда попал в сборную Союза, денег было столько, что не знал, куда девать. Слава богу, и тогда смог избежать всех искушений.
— Раньше вы занимались бизнесом. Сегодня возглавляете БелТИЗ и Паралимпийский комитет. Где проще, где сложнее?
— К БелТИЗ относятся 16 заводов, где работают 8 тысяч человек. И вот здесь очень тяжело. На улице — рынок, и покупателю без разницы, кто выпускает товар. Главное, чтобы он был качественным и дешевым. И слава богу, что государство предоставляет нам льготы, благодаря чему наша продукция конкурентоспособна. Многие не понимают суть льгот. Они не идут в чей-то карман, а отражаются на цене товара. И если льготы у нас сегодня отнять, люди окажутся на улице. Об этом свидетельствуют примеры России, Украины, Прибалтики. Беларусь сегодня единственная страна, сохранившая предприятия, где трудятся инвалиды. В спорте все проще. Выполнил требования — милости просим в сборную, нет — извини. Показателем правильности работы являются медали...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter