10 сентября — день преподобного Моисея Мурина. По преданию, в свои молодые годы Мурин был разбойником и пьяницей, но затем раскаялся в совершенных грехах, ушел в монастырь и предался духовному подвижничеству. Возможно, именно такие его качества, как сила воли, осознание тяжести содеянного, способность преодолеть собственные пороки, стали причиной того, что верующие люди восприняли Мурина помощником в борьбе с пьянством, особенно запойным. Существовали также народные мифические представления о том, что к пьянству человека склоняет «нячысцiк Апiвень». «Апiвень» присутствует на всех застольях, внимательно следит за участниками и подбивает их, чтобы пили алкогольных напитков больше. И при этом незаметно подливает в рюмки свое особое «зелле», после которого человек не держится на ногах и буквально падает под стол. Тогда‑то «Апiвень» и забавляется с бедолагой вволю: заставляет того ползать на четвереньках, безумно хохотать, выкрикивать песни или по‑волчьи подвывать им.
В прошлом, чтобы вытащить мужа или сына из пьянства, женщины подмешивали к водке настои специальных «зёлак i карэньчыкаў», вызывавших определенные «неудобства» в организме, обращались к знахарям, проговаривали специальные заговоры и молились святым угодникам, в том числе Моисею Мурину.
11 сентября — у православных Усекновение главы Иоанна Предтечи, в народе — «Iван Галавасек», «Iван Калiннiк», «Калiннiк». День, церковью отмеченный строгим постом. На «Галавасека» запрещалось употреблять в пищу круглые плоды, чтобы не уподобиться Иродиаде, забавлявшейся головой Иоанна Крестителя, как яблоком. Вообще, дальше с глаз убиралось все круглое, даже клубки ниток. Выносились и прятались также режущие и колющие предметы: топоры, ножи, шило и т.д. Даже буханку хлеба запрещалось нарезать: ее «краiлi» накануне или ломали руками. Не варили свекольный борщ из боязни, что все красное в этот день станет плохим «предвестником» пролития крови в семье. А вот на труд в поле запрет не распространялся, наоборот, старались больше «узараць i пасеяць», потому что тогда «жыта» вырастет очень «умалотным».
14 сентября — Симеон‑столпник, в народной традиции — «Сямён‑Стоўпнiк», «Сямён‑Стаўбун». Завершающий день сева озимых: «у Сямёнаў дзень да абеда пашы, а пасля абеду пахара з поля ганi».
«Сямён да варот — на двары сем пагод: сее, вее, дзьме, круцiць, муцiць, зверху лье, знiзу мяце».Вообще, каждый этап работ на земле у крестьян связывался с именем кого‑то из пантеона святых с надеждой на помощь свыше. Так, до Петра нужно было вспахать поле под озимые, до Ильи — пробороновать, до Семена — его имя созвучно слову «семя» — посеять. Верили, что «жыта», посеянное именно на Семена, не будет бояться повалов, поднимется высоким, с крепкими стеблями, будет стоять «станьком».
В восточных регионах говорили: «Сямён маладое бабiна лета праводзiць, а старое за сабой вядзе». По Семену судили, каким, по аналогии, окажется оставшаяся часть бабьего лета.