Наружная, но ненужная

Фасады ряда исторических зданий на 40 % скрыты рекламой

На некоторых исторических зданиях в Минске реклама закрывает 40 процентов фасада

Генпрокуратура взяла под контроль сохранность исторических зданий по всей стране. Среди прочих проблем — незаконное размещение рекламы. Пример неуместных иллюстраций и надписей, которые портят в Минске вид зданий с историей, — район улиц Комсомольской, Интернациональной, Революционной. Именно здесь еще полгода назад не меньше половины рекламы размещалось без каких-либо согласований с местной властью. Сотрудникам прокуратуры далеко ходить не пришлось, их здание как раз располагается на улице Интернациональной — прямо из окон оказалось несложно разглядеть десятки нарушений.

Как изменилась ситуация за полгода? Вместе с Александром Басько, старшим прокурором Управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генпрокуратуры Беларуси, прогуливаемся по улицам в центре Минска. Проходим по Интернациональной. Здесь претензии были сразу к нескольким кафе.

— Вот посмотрите, маркизы — красочные навесы с рекламой заведения, которые сейчас размещены над каждым окном, — требуют согласования, ведь они в целом меняют вид здания. Но далеко не все обращаются за разрешением, — указывает по дороге на рекламные объявления Александр Степанович. — Но это еще мелочь по сравнению с прибитым к стене здания 19-го века меню, которое еще пару месяцев назад висело возле кафе по улице Комсомольской.

Генеральная прокуратура направила в Мингорисполком письмо, в котором требовала привлечь к ответственности юридические лица, незаконно разместившие рекламу, принять меры по ее демонтажу. В суд направлено около двух десятков протоколов об административных нарушениях, 6 организаций, которые размещали рекламу с нарушением законодательства, уже привлечены к ответственности, оштрафованы.

Сейчас Генпрокуратура ведет переписку и с Министерством культуры.

— Кроме незаконной рекламы, есть и другая проблема. Хотя некоторые фирмы и получили разрешение Министерства культуры на размещение рекламы, мы считаем, что порой дизайн вывесок совершенно не подходит к внешнему виду исторического здания, иногда реклама вообще закрывает 30—40 процентов фасада. Как вот этот дом, например, может восприниматься как историческая ценность, если обвешан, как елка? — задается вопросом Александр Басько, указывая на еще одно здание 19-го века.

Сотрудники Генпрокуратуры требуют отозвать согласования на размещение такой наружной рекламы. Речь пока идет о нескольких зданиях по улицам Интернациональной, Комсомольской, Ленина, которые пестрят рекламой часов, цветов, ювелирных изделий, кафе. Но реклама — это не единственная претензия. Подходим к дому № 8 по улице Интернациональной. 

— Тут невооруженным глазом видно, что здание доведено практически до непригодного состояния: штукатурка отслоилась, фасад постепенно рассыпается. Проходная арка переоборудована в гараж, а это в принципе меняет вид здания, которое считается исторической ценностью, — рассказывает Александр Басько. — Самое интересное, что в здании размещается… управление капитального строительства.

Ремонт здесь должен был закончиться в первом квартале этого года, но до сих пор не начинался. При том, что дом построен в середине 19-го века и имеет статус историко-культурной ценности первой категории.

Но не только в столице памятники архитектуры приходят в негодность. Генпрокуратура держит на контроле ситуацию с усадьбой Умястовских в Жемыславле (Ивьевский район). Великолепный дворец в глубинке пришел в запустение. У его нынешнего владельца, СПК, нет денег на реконструкцию, и здание просто рассыпается. После проверки из Минска начались поиски инвестора, которые пока успеха не принесли, а время делает свое дело, памятник культуры продолжает разрушаться…

И это не единичный пример. Специалисты Генпрокуратуры продолжают изучать ситуацию с сохранением исторических памятников по всей Беларуси.

--------------------------------------

Комментарий в тему

Ирина ЛЕТНЯК, начальник отдела по контролю за рекламой управления торговли и услуг Мингорисполкома:

— После письма из Генпрокуратуры мы решили организовать свою проверку в упомянутом районе Минска, и по ее итогам мы составили 22 протокола. Среди частых нарушений — реклама на витринах (окнах) зданий. Наклейки, обещающие скидки, к примеру, относятся к наружной рекламе. Многие владельцы кафе и магазинов ссылались на то, что не знали этого. Однако реклама была размещена, бюджет города недополучил законную плату, поэтому владельцы получили штрафы.

--------------------------------------

На снимках: вот так выглядят сейчас исторические здания по ул. Революционной и Комсомольской.

Фото: Анна ТОЛКАЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter