Наш корреспондент побывал в Фаниполе и убедился: наши войска ПВО не оставят незваным гостям ни единого шанса

Нарушители — в пролете

Завтра — День войск противовоздушной обороны. Защищает Минск от ударов с воздуха воинская часть 30151, которая располагается в Фаниполе. Накануне профессионального праздника корреспондент «Р» посетил воинов зенитных ракетных войск и увидел, как на боевом дежурстве они стерегут наше мирное небо.

Стреляют установки С-300 управляемыми ракетами: навелись, к примеру, на самолет и уже не слезут у него с хвоста. 

Сбор на «Поляне»

Воинская часть режимная, поэтому именовать ее буду строго по номеру — 30151. Сердце штаба воинской части — стационарный командный пункт. Но туда нам нельзя. Военная тайна. А показать мобильный командный пункт под названием «Поляна» — это можно. В мирное время он в резерве. Компетенция командного пункта — сбор, анализ, обработка информации, а также распределение и указание целей дивизионам.

Размещен мобильный командный пункт на базе мощного четырехосного МЗКТ. Дежурный боевой расчет — восемь человек. Плюс в кабине водитель и офицер боевого управления, которые заранее подготавливают «Поляну» к работе.

Подвижной автоматизированный командный пункт «Поляна» очень «смышленый» — может одновременно обрабатывать до 255 воздушных объектов и до 500 наземных. Темп обновления информации по телекодовому каналу — 10 секунд. Но все же «Поляна» одна в поле не воин. В тандеме с ней работает машина связи.

Выглядит внутреннее убранство командного пункта технологично, современно, однако для связи есть и простые дисковые телефоны. Видимо, дань традициям. Информация о целях выводится на мониторы с сенсорными экранами. На главном мониторе в режиме реального времени мы можем отслеживать объекты любого размера в воздушном пространстве нашей страны.

«Поляна» — это еще своего рода мобильный кабинет, поэтому ее создатели позаботились и о комфорте командного состава. Для удобства его работы есть кондиционер и «Вебасто» (отопитель. — Прим. авт.). Также на случай применения оружия массового поражения в корме кунга установлены мощные фильтры для очистки воздуха.

Щит Отечества

Круглосуточно вдоль границ и в центре страны несут дежурство радиотехнические войска. При обнаружении неопознанных целей или с опознаванием «чужой» они выдают данные о них на центральный командный пункт ВВС и войск ПВО. Там принимается решение о переводе дежурных сил в готовность. Свои средства разведки есть и у зенитчиков — радиолокаторы обнаружения.

Компетенция командного пункта — сбор, анализ, обработка информации, а также распределение и указание целей дивизионам. 

Выполняют же команды, которые поступают с «Поляны», зенитно-ракетные комплексы С-300 на дивизионах. Про устройство комплекса мне подробно рассказал заместитель командира в/ч 30151 по вооружению — начальник технической части майор Андрей Бобылев:

— Пусковые установки мобильные. Могут «уйти в леса партизанить», собраться в одной точке, отстреляться и скрыться восвояси. Стреляют установки управляемыми ракетами: навелись, к примеру, на самолет и уже не слезут у него с хвоста. Сбить комплексы С-300 могут любой тип летательных объектов. Причем стрелять могут в любом направлении на 360 градусов на расстояние до 75 километров. Комплексы поражают и наземные цели на дальности до 30 километров, но это в исключительных случаях. Зрелище завораживающее, ракета вылетает из контейнера без шума. Затем запускается стартовый двигатель, и с диким воем ракета летит к цели.

Наши военные используют все возможности С-300 — могут поразить цели, летящие со скоростью до 1200 метров в секунду на высоте от 25 метров до 25 километров. Такой высокий профессионализм в военном деле достигается только практикой — каждый год зенитно-ракетные дивизионы поражают учебные цели на полигоне Ашулук в Астраханской области, на учебно-тренировочном пункте Руза в Московской области.

Дамы и господа

Вносят лепту в противовоздушную оборону страны и девушки. Сержант Юлия Гоманович, начальник радиостанции, в бригаде с 2013 года. Отучилась на бухгалтера по велению строгой мамы, но девушку всегда привлекали силовые структуры. Также по зову сердца в бригаду пришла и ефрейтор Алеся Валуевич. После геофака БГУ Алеся успела недолго поработать учителем. Сейчас же девушка — оператор отделения радиолокационной разведки в составе расчета низковысотного обнаружителя, по индикаторам ведет радиолокационную разведку.

По плацу бегут встречать отца со службы два карапуза. На территории части — семейное общежитие. 

В мужском коллективе девушкам служить легко и комфортно. Никаких скидок на гендер, ни в чем не уступают парням. Прошли девчонки и начальную общевойсковую подготовку. Значит, с автоматом — на «ты».

— Давайте устроим небольшое испытание, — подстрекаю девушек посоревноваться с парнями в разборке автомата на скорость.

Те без раздумий согласились. Норматив — 19 секунд.

Сперва прогревочный круг. Алеся разобрала автомат за 15 секунд, Юля — за 19.

— Ногти сейчас попорчу, — сокрушается Юля.

Алеся компетентно подтверждает — и правда, когда достаешь пенал из приклада, маникюру конец. Теперь главная интрига — парни против девушек. В правом углу «ринга» Алеся — ее результат 17 секунд, у бойца в левом углу — 23 секунды. Безоговорочная победа девушек.

По плацу бегут встречать отца со службы два карапуза. На территории части — семейное общежитие. Атмосфера, прямо скажем, домашняя. Ее дополняют свежий ремонт в казармах и современный медпункт, в котором есть все, что необходимо для работы фельдшеру старшине Виктории Громовой. Мешок Амбу, портативный дефибриллятор, в медицинской войсковой сумке — препараты для экстренной помощи.

Праздничный аккорд

Отмечать свой профессиональный праздник военные будут с размахом. Солдатам — увольнительные и, конечно же, сладкий стол и концерт. Слышу с улицы ритмичные удары бочки — неужели кто-то играет на барабанах? Так точно. В части есть и своя репетиционная точка ВИА «Чистое небо». Зашли в гости, репетиция прервалась, лишь беспрестанно стучит метроном. Окинул помещение опытным глазом музыканта со стажем. На стенах — звукоизоляционные мембраны, как в настоящей музыкальной студии. Ламповые усилители хоть и не самых топовых брендов, но все равно заметно — на искусство средств не жалели.

ВИА «Чистое небо» на своей репетиционной точке. 

Прошу что-нибудь сыграть.

— «Мы войска ПВО», правда, там нет партии контрабаса, — предложили солдаты.

— Давайте «БИ-2», «Варвару», — вариант от контрабасиста.

Я двумя руками за второй вариант. Ребята ударили роком — сильные низы, мощный звук. Не ожидал такого уровня от обычных солдат срочной службы. Барабанщик крутит палочки, как заправский Ларс Ульрих, в ухе — наушник. На первый взгляд и не скажешь, что музыкальное образование только у контрабасиста. Остальных худрук, начальник клуба, обучила с нуля. На прощание пожелал ребятам, чтобы служба у них была как песня.

Фото Дмитрия Подольского
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter