Народный артист СССР Валентин Елизарьев представил публике восемь легендарных исполнительниц роли Кармен

Символично, что встреча легендарных балерин с публикой проходила в зале имени Александровской —первой Кармен на белорусской оперной сцене. С оперы «Кармен» начинался в 1933 году Большой театр Беларуси. С «Кармен-сюиты» в 1974 году начинался современный белорусский балет — балет Елизарьева.


— Я сюда попал в 26 лет, и меня сразу назначили исполняющим обязанности главного балетмейстера, -— рассказывает Валентин Николаевич. — Годом ранее я закончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории, защитил диплом в Москве. С третьего курса меня отслеживал министр культуры БССР Юрий Михневич. Для студента получить такую труппу — большое счастье. Тем более, в ней работали замечательные артисты — Бржозовская, Троян, Виктор Саркисьян, начинающие и перспективные Нина Павлова, Владимир Комков. В первую же весну, в марте, у нас состоялась премьера «Кармен-сюиты».




Я была тогда ребенком, но хорошо помню, как это было.

Тогда по всему Советскому Союзу гремел балет кубинского хореографа Альберто Алонсо с Майей Плисецкой в главной роли. Плисецкая давно мечтала о Кармен, но Шостакович и Хачатурян ей отказали. И тогда ее муж, очень авторитетный в ту пору композитор Родион Щедрин, сочинил свой балет на основе шедевра Бизе, переоркестровав отдельные номера и добавив к ним фрагменты из «Арлезианки».

«Кармен-сюита» Бизе-Щедрина в хореографии Алонсо пользовалась колоссальным успехом, особенно после того, как ее несколько раз экранизировали и растиражировали на десятках сцен мира.




И вдруг какой-то молодой хореограф из Минска предлагает совершенно другую версию! Это был вызов всем авторитетам.

Елизарьев сам написал либретто на основе стихотворного цикла Александра Блока «Кармен». Пять частей, три полета: навстречу жизни, навстречу любви и навстречу смерти, а также пролог и эпилог. Сам поговорил с композитором и заручился его поддержкой. И получился удивительный спектакль, который за 45 лет абсолютно не постарел и все так же притягателен для зрителей.

Последние два года «Кармен-сюита» отсутствовала в репертуаре, и руководство Большого театра Беларуси обратилась к Елизарьеву с просьбой ее возобновить. Валентин Николаевич подчеркивает, что это именно возобновление, а не новая редакция:

—- Этот материал не надо пересматривать. Он остался современным и по мысли, и по хореографии.





В этом убедились зрители, пришедшие посмотреть на возобновленную «Кармен». Невероятный спектакль, захватывающий с начала до конца, исполненный чувств и предчувствий и обретший, благодаря чуткому прикосновению маэстро, новый блеск и новую поэтичность. Можно лишь порадоваться за молодых артистов — Людмилу Уланцеву, Эвена Капитена и Игоря Оношко, — которые ничуть не уступают по глубине и органичности своим знаменитым предшественникам. Когда-то дирижером-постановщиком «Кармен-сюиты» был легендарный Ярослав Вощак; ныне его место занял народный артист Беларуси Александр Анисимов.

За 45 лет партию Кармен исполнили 12 балерин. Восемь из них по-прежнему живут в нашей стране и рады поделиться воспоминаниями.


И самая главная, самая первая наша балетная Кармен — народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская:

— Как ставился этот спектакль? Мы сами не знали, каким он будет. И вот приехал художник Евгений Лысик и привез декорации и костюмы. И мы увидели, какая может быть Кармен. Совсем другая, не такая, как у других балетмейстеров! И эту Кармен я полюбила всем сердцем, всей душой, потому что это жемчужина белорусской хореографии. Огромное счастье, когда в театре есть такие спектакли, и ты можешь их танцевать.



Заслуженная артистка Беларуси Татьяна Шеметовец:

— Спектакль чудесный! Там есть все — образ, эмоции, техника, прыжки. В этих 50 минутах сконцентрировано все самое сложное для балерины. Когда я танцевала этот спектакль, я была такая же юная, как сегодняшняя Кармен, и мне очень сложно было воплотить такие глубокие чувства. Но я счастлива, что к этому прикоснулась!


Народная артистка Беларуси Инесса Душкевич:

— Это был мой первый спектакль в хореографии Валентина Николаевича. До этого я танцевала только классику, но Валентин Николаевич в нас поверил. Мы росли и менялись, и каждая сидящая здесь балерина привнесла в этот образ что-то свое.


Народная артистка Беларуси Екатерина Фадеева:

— А меня вдохновила на эту партию Инесса Душкевич! Я из-за кулис смотрела, как она танцует, и плакала.

Народная артистка Беларуси Ольга Гайко:

— Работать в зале с Валентином Николаевичем для меня всегда было очень волнительно, потому что я в себя не верила. Но Валентин Николаевич способен вытянуть из тебя такой драматический и актерский потенциал, о котором даже не подозреваешь. У меня до сих пор мурашки идут по коже от тех репетиций, потому что каждый жест — это было слово. Каждый взгляд, каждый поворот головы — это диалог, это монолог, это разговор со зрителем.


Народная артистка Беларуси Ирина Еромкина:

— Для меня это был спектакль-мечта. Когда я поняла, что внутренне созрела, я набралась смелости и попросила: «Пожалуйста, дайте мне хотя бы станцевать один раз!». Когда исполняются мечты, это огромное счастье. Мне кажется, у меня получилось перевоплотиться и создать совершенно другой образ.

Народная артистка Беларуси Марина Вежновец:

— Моя первая партия в этом театре была «Лебединое озеро», но мне нужна была только Кармен! Я сама подошла к Валентину Николаевичу и попросила. Не знаю, как у меня это получилось, ведь первый-второй год в театре мы так благоговели перед ним, что даже стеснялись заговорить!


Народная артистка Беларуси Людмила Кудрявцева:

— А я даже не мечтала о Кармен. Я была балерина совсем другого склада. Когда мне предложили эту роль, мы с Людмилой Генриховной Бржозовской очень долго и мучительно искали образ. А когда нашли, для меня было счастьем не только танцевать, но и репетировать.

Все балерины признавались в любви к Валентину Николаевичу, а он сам сделал неожиданное признание:

 Я думал, что останусь здесь ненадолго, сделаю спектакль-два и вернусь в Петербург. Но так сложилась судьба, что я полюбил труппу, коллектив, солистов, с которыми работаю, и остался на всю жизнь.

Под конец встречи он поделился сокровенным:

— Мне очень хотелось бы быть еще полезным. Не только возобновлять спектакли, которые я уже когда-то сделал, а создать что-то новое.

Уверена, эта мечта сбудется.


Фото: Михаил Нестеров, Павел Бас


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter