Народный артист РСФСР Александр Михайлов: Роль Ивана Грозного стала роковой

В интервью «СВ» актер рассказал, почему променял море на сцену, как из Малого театра на полгода загремел в Институт Склифосовского и что нужно, чтобы снять кинохит
В интервью «СВ» актер рассказал, почему променял море на сцену, как из Малого театра на полгода загремел в Институт Склифосовского и что нужно, чтобы снять кинохит.


Московская публика до сих пор помнит Михайлова в образе жестокого царя…
Фото предоставлено Продюсерским центром Александра Михайлова
Александру Михайлову недавно исполнилось 72 года. Артист по-прежнему востребован и любим зрителями. Преподает на актерском факультете ВГИКа, возглавляет Межрегиональный общественный фонд имени Михаила Евдокимова. А 15 декабря у него творческий вечер в Кремле.

ЗАГЛЯНУЛ В ТЕАТР – И ОБРЫДАЛСЯ


– Александр Яковлевич, по первой профессии вы моряк. Почему же пошли в актеры?


– Связь с морем никогда не терял и терять не буду. А театр возник в моей судьбе, можно сказать, случайно. Знакомый пригласил на студенческий спектакль – давали пьесу Чехова «Иванов». «Какой Чехов, – говорю, – вечером дела». Он не сдается: «Не понравится – сразу уйдешь». Согласился. Сел, как сейчас помню, в четвертом ряду на 17-е место. И вот до сих пор «сижу» (смеется).

– Что же вас так потрясло в «Иванове»?


– Точнее – кто. Актер Валерий ­При­емыхов в роли доктора Львова. На спектакле обрыдался – настолько сильно он играл. Хотя, казалось бы, на сцене – девочки и мальчики с накладными бородами и в париках. Что-то со мной в тот вечер произошло…

– Как мама отнеслась к решению стать актером?


– А я никому не сообщил о своем желании.

Поступать на театральный факультет пришел худой, бледный, с воспаленными глазами. В коридоре встретил педагога Веру Сундукову и выпалил: «Хочу у вас учиться!» Вера Михайловна была в прекрасном настроении, внимательно выслушала меня и сказала: «Учите басню, стихи, прозу. Послезавтра экзамен». Так и закрутилось. Маме сообщил уже после поступления. Особого восторга она не проявила. Вот когда стал сниматься в кино, она поняла, что это благое дело. Помню, приехал на творческие вечера во Владивосток и почувствовал: она мной гордится.

НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ЕВДОКИМОВ ШЕЛ ВО ВЛАСТЬ


– Среди ваших друзей – сплошь яркие, талантливые артисты…

– В этом плане я счастливый человек. С актером Михаилом Ножкиным впервые встретились на съемочной площадке. А с Мишей Евдокимовым лет 25 назад познакомились в ресторане Дома кино, куда пришел пообедать. Мы же земляки. Он родился в Западной Сибири, я – в Восточной. И вот возникла «химия» на уровне глаз, полутонов, жестов – сразу подружились.

Когда Миша во власть пошел, я был против. Но он же настырный... И народ к нему приходил: «Сергеич, мы тебя любим, знаем, что не предашь, вся деревня за тебя проголосует». И он мучился: «Мужики, знаете, какой крест я на себя взвалил, давайте вместе понесем, обещаете?!» За полтора года его губернаторства хуже не стало: сотни ферм стали подниматься, дороги заасфальтировали…

Когда Миша погиб, создали фонд его имени. И каждое лето в первой декаде августа бываем у него на родине, в Алтайском крае. Проводим фестиваль, спартакиаду, устраиваем концерты, выставки. Много его друзей приезжает.

СТУДЕНТАМ НИЧЕГО НЕ НАВЯЗЫВАЮ


– Как считаете, по какому правилу сейчас надо жить?

– По правилу совести. Другого быть не может. Еще Тихон Задонский сказал: «Пусть тебя все хулят, лишь бы совесть хвалила». Если живешь в согласии со своей совестью, обязательно выживешь. Можно даже не сомневаться.

– Не потому ли картина «Очарованный странник» у вас любимая?


– Во-первых, это классика: от одного имени Лескова дрожь берет. А, во-вторых, в образе странника Ивана Северьяновича Флягина отражена судьба всей России. Когда спрашивают, о чем он думает, его герой отвечает: «Да вот думаю, беда на Русь идет, война может быть». – «А вам-то какое дело? – говорят, – вы пожили свое!» – «Я монашескую рясу сниму, амуничку (снаряжение военнослужащего. – Ред.) надену – мне за русский народ пострадать очень хочется». Вот в чем гениальность этого героя – в его жертвенности, в его совестливости.

– Как эти качества прививаете студентам?

– Ничего не навязываю, воспитываю поступками. Пусть учатся, читают книги, смотрят фильмы и размышляют о жизни.

Мать воспитывала меня одна


– Какую роль мама сыграла в вашей судьбе?


– Огромную. Она одна меня воспитывала: отец, когда мне было четыре года, ушел из семьи. Старшая сестра во время войны умерла от голода.

Мама была удивительно красивой: высокая, статная, с тонкими чертами лица, с огромными глазами. Приходила после работы, брала своими натруженными руками балалайку и заводила частушку: «Ох, горькая я, зачем на свет родилась, была бы я стеклянная, упала б да разбилась!» Действительно, горькая судьба у нее была... Но пела она не со слезами на глазах, а с грустной улыбкой.

Если уж у мамы собирались подружки да выпивали грамм по пятьдесят, то и вовсе начинались пляски. Веселые они были люди. Больше всего любил, когда после частушек подбрасывали дровишек в печь, зажигали свечу на столе и мама затягивала свою любимую песню «По диким степям Забайкалья».

Помню и другое. Как пытался убежать из дома в Нахимовское училище, но мама меня всегда успевала возвратить. Ставила на колени. Бывало, лежит на тахте, а я стою в углу у печки. Ночь, спать охота. Начинаю клониться и слышу: «Стоять! Ну-ка, в чем дело?!»

– Откуда песенный дар появился в вашем роду?

– Мама из старообрядцев, а это уникальный, поющий народ. В селе Урлок Читинской области, откуда она родом, все поют. Телевизионщики даже приезжали снимать программу об этом феномене. Пришли в местную школу и были поражены: ребятишки на переменах не бегают по коридорам, не бьют друг друга по голове портфелями, а собираются в классах и… начинают распевать песни.


…а телезрители любят его простодушного Василия из комедии «Любовь и голуби». Кадр из фильма

Сейчас в кино в основном пиф-паф...


– Вы почти 20 лет служили в Малом театре…


– Хороший был период. Сыграл много интересных ролей. Правда, постановка «Смерть Иоанна Грозного» оставила тяжелый осадок: сыграв шесть спектаклей, на полгода загремел в Склиф. Все-таки надо было убрать из названия слово «смерть»…Очень сильное психологическое давление испытывал. Прикосновение к фигуре Ивана Грозного для актеров и режиссеров не проходит даром. Были случаи, когда люди даже умирали…

Ко мне в больницу приходили руководители театра – советоваться, кого ввести на роль Грозного. Нашли Славу Барышева, замечательного актера, который сыграл эту роль более жестко.

– Картины «Любовь и голуби», «Мужики!», «Одиноким предоставляется общежитие» называют народными. В чем секрет успеха?

– Как говорил великий актер Жан Габен: во-первых, сценарий. Во-вторых, сценарий. И в-третьих, тоже сценарий. Если есть первооснова, все остальное получится. Нужно очень постараться, чтобы угробить талантливый материал. Правда, сегодня такое происходит нередко. В современном кино в основном пиф-паф – и больше ничего.

А про «Любовь и голуби» могу точно сказать: никто и не думал, что эта картина будет столь успешна. Мы с этим фильмом попали в антиалкогольную кампанию. Режиссера Владимира Меньшова отстраняли от монтажа. И если бы не вырезали шесть сцен, сегодня мы с вами смотрели бы удивительную двухсерийную комедию.

ДОСЬЕ «СВ»

Народный артист РСФСР Александр Михайлов родился 5 октября 1944 года в поселке Оловянная Читинской области. Окончил театральный факультет Дальневосточного пединститута искусств, играл на сцене Приморского краевого драмтеатра имени Горького. Был актером Саратовского драмтеатра имени Маркса.

С 1979 года живет и работает в Москве. До 1985  года служил в Театре имени Ермоловой, в 1985–2004 годах выступал на сцене Малого театра.

Снялся почти в 80 фильмах. Популярность актеру принесла картина «Мужики!», а также ленты «Любовь и голуби», «Змеелов», «Очарованный странник».

Преподает во ВГИКе.

Автор публикации: Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter