Белорусский электромобиль должен стать не только конкурентоспособным, но и народным. Как это сделать?

Народное машиностроение

Число электромобилей по всему миру перевалило за 2 миллиона, удвоившись всего за полгода. Пока они занимают лишь 0,2 процента автопарка планеты, но темпы роста этого показателя бьют все рекорды. Ожидается, что к 2020 году электромобилей станет не менее 20 миллионов. Тенденция налицо. И наша страна движется в этом направлении: выполнение государственной программы развития электротранспорта позволит не просто эффективно замкнуть всю технологическую цепочку создания и применения электромобиля, но и сделать комфортнее жизнь в больших и малых городах, привлечь новые инвестиции в развитие смежных отраслей и даже создать множество новых и привлекательных для молодежи рабочих мест. Ведь сеть зарядных станций и количество кадров для их обслуживания будут только расти. Однако Президент недавно поставил и более конкретную задачу — отечественный электромобиль должен стать не только конкурентоспособным, но и народным. Как это сделать, рассуждают наши эксперты.

Фото БЕЛТА

Интеллект довезет до прибыли

Народный автомобиль — это прежде всего идея Генри Форда, который когда-то говорил: “Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет — черный”. Именно он как основоположник теории менеджмента внедрил в практику огромное число инноваций — управленческих и технологических, — которые работают до сих пор. По сути, он в свое время решал совершенно нестандартную задачу — насытить Америку автомобилями и сделать так, чтобы любой рабочий на свою зарплату этот автомобиль мог купить.

Эту историческую аналогию я привожу вот к чему. У нас сегодня высочайший уровень индекса человеческого развития. Но он автоматически не переходит в столь же высокий уровень ВВП. И поставленные Президентом задачи как раз и заключаются в том, чтобы найти нестандартные решения, которые позволят наш интеллектуальный потенциал превратить в востребованный рынком продукт. И это задачи куда более сложные, чем создание недорогого народного автомобиля. Как многие помнят, когда-то Минский автозавод презентовал минивэн. Впрочем, в серию он не пошел. Но двигаться по этому пути нужно. Тем более что у нас мощный машиностроительный комплекс.

Кстати, народный автомобиль как таковой понимается не только в примитивном значении — как недорогой, доступный для широких слоев населения. Давайте вспомним природу акционерного капитала — что это такое? Это когда люди, поверив в идею, начинают покупать акции предприятия, вкладывая в эту идею свои рубли. Нам надо прививать эту веру, и я решительно выступаю за развитие любых подобных финансовых инструментов. Аналогичная ситуация и с современными стартапами. Как они привлекают средства? Если авторам стартапа удается убедить население или потенциальных инвесторов в перспективности своего будущего продукта — средства начинают поступать. Другое дело, что это сделать нелегко. Даже знаменитый проект “Ё-мобиля” российского олигарха Михаила Прохорова провалился, несмотря на все имеющиеся у него капиталы. То есть сама по себе идея всенародного финансирования автомобиля отличная. Но надо, чтобы люди поверили в нее.

Думаю, в нашей стране есть все, чтобы народный автомобиль был создан. Но для этого нам надо мобилизоваться, нужны новые креативные идеи, новые подходы. Сейчас происходит смена экономических укладов. И нам надо опередить время.

Но уповать лишь на государство было бы ошибкой. Сегодня во многих сферах созданы суперльготные режимы хозяйствования. Например, есть указ Президента, направленный на развитие восточных областей страны, малых населенных пунктов. У нас множество преференциальных режимов, созданы замечательные условия для инвесторов. И поэтому я не думаю, что в деле создания народного автомобиля государство должно идти впереди, быть вдохновителем и организатором этого процесса. Потому что рисковать бюджетными деньгами, наверное, было бы не совсем правильно. А вот специалистам и энтузиастам, горящим этой идеей, конечно, условия создать надо. Мы это умеем делать, что великолепно иллюстрирует пример успеха Парка высоких технологий. Да и пример развития аграрного бизнеса — государство пошло на беспрецедентные льготы, но и результаты налицо: агросектор процветает. Нечто подобное вполне применимо и к идее создания народного автомобиля. Сперва необходимо найти и объединить людей — профессионалов и настоящих энтузиастов этого проекта. А затем уже думать над их поддержкой.

Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам, кандидат экономических наук

Государство — двигатель прогресса

“Не роскошь, а средство передвижения” — так определили классики назначение автомобиля. А потому народный автомобиль — это не только доступный по цене, но и популярный исходя из главных потребительских качеств: надежности, экономичности и безопасности. То есть это авто, которое покупают не для того чтобы “показывать”, а для постоянного использования и в городе и в селе. Отсюда и показатели народности: сколько бензина “берет” и сколько мешков картошки в багажник вмещается. Президент так и поставил задачу перед автостроителями — сделать наш массовый экологичный электромобиль не для “понтов”, а для поездок по городу и на дачу.

Эта задача является логическим продолжением развития в стране автомобилестроения и тракторостроения. Она вполне разрешима и крайне современна. Доказательством служат два красивых электробуса, созданных в предельно короткие сроки и уже регулярно курсирующих на улицах Минска. Основа этого успеха — государственная поддержка проекта и координация деятельности научных центров и предприятий. И деньги здесь являются не самым главным фактором.

Известно, что в загрязнении атмосферы городов в последние годы на долю обычных автомобилей приходится уже свыше 80 процентов. Они же являются основным источником шума и создают более 80 процентов территорий акустического дискомфорта. В городах с большой плотностью транспортных потоков автомобильные двигатели сжигают столько кислорода, что его объем в составе воздуха, которым мы дышим и без которого не может работать двигатель, становится меньше обычного 21 процента. Так как для сжигания 1 кг бензина требуется почти 15 кг воздуха или 3 килограмма кислорода. Получается замкнутый круг: чем больше автомобилей на дорогах, даже самых экономичных, тем больше от них вреда.

Выход — в переходе на электротранспорт.

В первую очередь городской общественный и такси. Тем более что городской режим движения транспорта, особенно общественного, практически состоит из разгонов и торможений, что обуславливает эффективность электробуса. Да и обычная легковушка на городских магистралях тратит на разгоны и замедления от 40 до 70 процентов пути. Поэтому, практически все ведущие автомобилестроительные компании работают над созданием электромобиля. Сегодня в Минске почти полмиллиона автомобилей, и используются они в абсолютном большинстве случаев неэффективно. Или разгоняются, или тормозят, сжигая кислород и загрязняя атмосферу вредными выбросами.

Будущее, конечно, за электромобилями. Но для их массового применения нужно преодолеть две большие технические и экономические трудности — сделать эффективную “батарейку” для больших и малых авто и сеть для их подзарядки в городах и на трассах. Задача по созданию такой инфраструктуры также поставлена Президентом. И в стране уже готов проект программы развития электротранспорта, который предусматривает строительство к 2025 году 262 зарядных станций. Очевидно, что сроки будут скорректированы в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС, дешевая электроэнергия которой послужит дополнительным стимулом роста доли электромобилей.

Вся компонентная база электропривода нашего экспериментального электромобиля, представленного в действии руководству страны, разработана в нашей стране. Покупным элементом является только тяговая батарея. Но благодаря разработкам Научно-практического центра НАН по материаловедению сделан новый эффективный материал для производства суперконденсаторов, что гарантирует отечественной разработке весомые конкурентные преимущества. Не будем забывать, что мы — страна не только большой, но и малотоннажной химии, что является залогом успеха в создании новых материалов для новых машин. Да и сумели же мы в более трудных условиях выпустить не просто народный, а международный (каждый десятый на планете) трактор “Беларус”. И роль государства в этих промышленных прорывах огромна. Ведь нужно соединять воедино много процессов. И только силами бизнес-сообщества двигать ноу-хау вперед — задача вряд ли выполнимая.

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter