Нарочанское эхо Вердена

Кайзеру об этом доложили.
Кайзеру об этом доложили. А на германских штабных картах жирно выделили Верден - невиданный жернов, на котором предстоит перемолоть французскую армию. 21 февраля 1916 года Германия начала наступление на Париж.

"На сорок верст вокруг Вердена сразу все опустело. Но Франция была жива! Французы быстро строили шоссе Париж - Верден. Собрав все такси, реквизировав все частные машины, Париж рассадил в них солдат и срочно бросил в мясорубку... Стоя друг против друга, две армии уничтожали одна другую. Верден закончил свое пиршество на цифре в миллион павших солдат". Вот как описывал те события В.Пикуль в романе "Моонзунд".

3 марта, в критический момент битвы, Франция обратилась к России с просьбой немедля, раньше намеченного срока, начать крупномасштабное наступление. Уже 16-го войскам Западного фронта была дана директива о наступлении.

Русские войска имели почти пятикратный перевес в живой силе, вдвое превосходили в кавалерии и тяжелой артиллерии. Но материально-техническое обеспечение!.. Не хватало главного: снарядов, патронов, шанцевого инструмента. Так, 17 марта (за день до наступления!) из 7 корпусов 2-й армии только 34-й армейский корпус имел комплект винтовок. Остальные 6 (почти 24 тысячи солдат) не были полностью вооружены.

Были проблемы и в противостоящей 10-й немецкой армии. На участке фронта 2-й армии имели место случаи добровольного перехода немецких солдат на сторону русских, продовольственное обеспечение войск было плохим: в Германии начинался голод. Однако хорошо продуманная, эшелонированная оборона, электрифицированные железобетонные доты с новейшими пулеметами на господствующих высотах делали линию фронта труднопреодолимой.

Боевой дух российских войск был высок. Но одних людских ресурсов оказалось недостаточно. Нужны были талантливые или хотя бы грамотные, способные генералы. Русские же были воспитаны на традициях начальника Академии Генерального штаба генерала М.Драгомирова, недооценивавшего новинки военной техники. Вот пример такого отношения из обращения генерала Балуева к офицерам и солдатам: "Наш враг силен не живой силой, а своими техническими средствами, а последнее, при решимости победить, преодолеть нетрудно, чего я и ожидаю..."

Незадолго до наступления заболел командующий 2-й армией генерал Смирнов. На его место с другого фронта прислали генерала Рогозу, не знакомого с театром военных действий. Начштаба Верховного главнокомандующего генерал Алексеев писал главнокомандующему Западным фронтом генералу Эверту: "Думаю, что генерал Сирелиус в качестве командующего группы не может дать смелых, связанных, согласованных действий". Вопреки предупреждению, именно Сирелиуса назначили командующим центральной ударной группировкой...

На рассвете 18 марта 1916 года артиллерийский гром возвестил о начале битвы... за Париж... под Нарочью. Русская артиллерия на участке прорыва обороны противника сконцентрировала самую высокую плотность артиллерийского огня за годы первой мировой войны. В набрякших снегах на подступах к нарочанским озерам 20 дивизий 2-й армии выстроились на исходных позициях, готовясь нанести сокрушающий удар 10-й немецкой армии.

В 12.30 на многокилометровой линии окопов под Нарочью, заглушая канонаду и звуки оркестра, игравшего "Прощание славянки", раздалось неслыханно мощное "ур-ра", и плотная серая лавина российских солдат рванулась на проволочные заграждения и окопы противника. Они сообща уходили в мировую историю и порознь - во мрак неизвестности и людского забвения...

Первый день наступления не принес ожидаемого успеха ни на одном участке фронта. Из-за бездействия генерала Сирелиуса немцы безнаказанно маневрировали своими силами. Имея приказ сковать силы противника активными действиями, он ограничился артиллерийской и ружейной перестрелкой. Потери 2-й армии были велики: 183 офицера и 15.139 солдат только убитыми. Зато в центральной группе Сирелиуса погибло лишь 2 офицера... 19 марта также не принесло успеха. Туман не позволил вести артиллерийский огонь на поражение.

А немцы нанесли массированный удар снарядами с удушающим газом на участке 25-й пехотной дивизии генерала Балуева. Потери были огромны! За десять дней тяжелых боев в условиях весенней распутицы Южная группа отвоевала в районе озера Нарочь 10 кв. верст. Цена каждой версты - 7.800 человеческих жизней. А если точнее, то 2-я армия потеряла 1.018 офицеров и 77.427 солдат, что составило треть личного состава армии. Такова была стоимость Вердена для России.

28 марта 1916 года принято считать днем окончания операции. Но бои продолжались до 31 марта. Была поставлена задача овладеть высотой "Фердинандов нос" (названа так за схожесть с носом болгарского царя Фердинанда). Командование хотело показать царю, что при поддержке свежих сил можно одержать победу если не полную, то хотя бы частичную. Но высота не была взята и 31-го. Только в апреле русские овладели высотой, заплатив еще 10 тысячами человеческих жизней...

Наступательная операция под Нарочью вынудила Германию перебросить значительные силы из-под Вердена на Русский фронт. Немецкие войска под Верденом перешли к обороне. Так на берегах Нарочи Россия оказала помощь Франции, выполнив свои обязательства перед союзниками, принятые в Шантальи.

Газеты той поры писали: "Россия не готова к войне. А что тут удивительного? Разве Россия когда-либо к чему-либо готова?.."

За время боев под Нарочью российская армия потеряла свыше 100 тысяч человек. Это больше численности всей армии Республики Беларусь сегодня. Больше потерь русской и французской армий, вместе взятых, под Бородино. Немцы потеряли 30 - 40 тысяч убитыми и 1.200 пленных.

На сельском кладбище в д. Нарочь (бывшая д. Кобыльники) есть захоронения немецких солдат, погибших в том сражении. Стоит памятник с распростершим крылья каменным орлом. Барельеф на нем изображает меч и лавровую ветвь, надпись по-немецки гласит: "В честь и память героев, павших за свое Отечество. XXI армейский корпус". Возле д. Проньки еще захоронение и памятник "Героям 250-го резервного пехотного полка", монумент "Героям 80-й резервной дивизии".

Западное побережье Нарочи - некрополь под открытым небом. На аккуратных бетонных крестах, выстроившихся шеренгами, мы читаем: Ганс, Курт, Отто, Йоганн... В 80-х годах ушедшего века я был на одном таком кладбище со своей тогда еще семилетней дочерью, она спросила: "Папа, а где памятник нашим?"

Ответа на этот вопрос нет.

К счастью и стыду нашему общему, одного-единственного Ивана, избежавшего забвения, мы все-таки знаем. Ивана как олицетворение солдата российского, не обязательно русского (личный состав 2-й армии наполовину был из белорусов). Набожные поляки благодаря немецким деньгам (тогда эта территория была в составе Польши, перезахоронения велись на немецкие деньги) пристроили его прах к немецким могилам под точно таким же бетонным крестом. Надпись сделали на польском, славяне все-таки: "Popow Jwan zoln. ros. 29.4.1916 г." Спасибо им! Для них тогда, для нас сегодня и российские, и немецкие солдаты - жертвы первой мировой войны.

В конце 80-х была предпринята попытка сдвинуть камень забвения. Вот строки официального заключения Института истории Академии наук, тогда еще БССР: "Полностью поддерживаем и одобряем предложения о создании в районе озера Нарочи мемориала в честь российских воинов, погибших в 1-ю мировую войну". А вот выписка из протокола заседания президиума правления Белорусского фонда культуры от 28 апреля 1988 г.: "Слушали: Информацию об инициативе создания в районе оз. Нарочь мемориального знака жертвам 1-й мировой войны.

Постановили: 1. Поддержать инициативу по созданию мемориального знака и включить в план работы фонда организацию и координацию усилий, связанных с его установлением. 2. Объявить сбор народных средств на счет БФК N 702301 в Белжилсоцбанке с целевым указанием "На сооружение мемориального знака жертвам 1-й мировой войны". Интересно, сколько средств удалось собрать, как они были израсходованы?..

Вскоре местные власти изготовили несколько табличек для обозначения захоронений, т.к. некоторые имена были известны: канонир 1-й тяжелой Ковенской батареи Устин Ермакович, рядовой 27-го пехотного Витебского полка Семен Платонов, герой Франции авиатор Эдуард Томсон... В д. Княгинин установили скромный надмогильный памятник 2.500 солдатам, захороненным в братской могиле. Этим все и закончилось - нет денег...

А.Суворов сказал: "Война не закончена, пока не похоронен последний солдат". Неужели первая мировая еще продолжается?

На снимке: Ганс, Курт, Отто, Йоганн... А где же российские солдаты?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter