Хорошо бы издать рисунки маленьких учеников знаменитого художника Сергея Каткова

Нарисовано сердцем

Разве это не чудо, что сохранились детские рисунки, сделанные еще в конце 1940–х и начале 1950–х годов юными минчанами? Когда мне грустно, я пересматриваю пожелтевшую бумагу, выцветшие краски и, не поверите, улыбаюсь и удивляюсь. Все эти картинки своих подопечных детишек–учеников собрал и сохранил Сергей Петрович Катков. Почти все они подписаны. Подписи выглядят мило — скажем, «Леня Левин, 12 лет».

Да, тот самый Леонид Левин, который потом станет знаменитым архитектором и получит Ленинскую премию за мемориал «Хатынь». А пока он обычный мальчишка. Нарисовал городскую улицу, смешной пузатый троллейбус, еще какие–то автомобили, пешеходов, а на заднем плане — темную громаду собора, которого сегодня нет. По скромной акварели уже видно, что мальчишка станет архитектором. Но это из сегодняшнего дня видно, а тогда он рисовал свой город и будущего не знал.

Однажды Леонид Менделевич Левин рассказал мне, как он добирался до изостудии, к Дому профсоюзов на площади Свободы. В те годы туда трамвай ходил. Так вот трамвай был переполнен, и Лене пришлось висеть на ступеньке, а на плече фанерный этюдник с карандашами, кисточками и красками. Давка такая, что мальчишка выпал из трамвая на мостовую, покатился. Первое, о чем он подумал: а не раскрылся ли его этюдник, не рассыпались ли краски–кисточки? Ведь эти простые вещи — самое ценное, что он имеет...

А вы знаете, что на площади Якуба Коласа, рядом с корпусом бывшего института физкультуры, стояли черные деревянные домишки, огороды, заборы? Не было еще тогда ни бронзового памятника поэту, ни типографии. Странный пейзаж, даже поверить тяжело, что это наш Минск... Рисунок маленький, каждый лист бумаги — ценность. Сегодня, 70 лет спустя, это удивляет. Подпись «Коля Перовский, 11 лет». Что стало с Николаем Перовским? Кем он вырос? Все это волнует, заставляет задуматься о том, как быстро течет время...

В 1960–е годы рядом с Домом офицеров еще стояла мечеть с синей крышей и башенкой, а также кирпичная водонапорная башня. Вроде и не так давно, но как же все изменилось! Деревья выросли, и Аня Аксельрод, возможно, внукам и даже правнукам рассказывает о том, каким был город, как ей жилось, с кем дружила. А тогда ей было десять... Всего десять. Ей и в голову не могло прийти, что какой–то ее рисунок я стану рассматривать как драгоценность, как документ.

Знаменитое здание КГБ. Четыре толстые колонны, торжественный фронтон. Черные легковые автомобили — знаменитые «маруськи». Пешеходы по улице идут, все одеты по моде того времени — начало 1950–х годов. Забавный рисунок. Мальчишка, скорее всего, и понятия не имел, что в этом желтом огромном здании находится, не знал, почему люди ускоряют шаг, проходя рядом. Стоял с мамой в гастрономе напротив, молочный коктейль пил и смотрел сквозь большое стекло на улицу, а придя на занятия в изостудию, взял да нарисовал то, что ему понравилось. Рисунок подписан — «Проспект. Алексеев Коля. 10 лет».

Первые троллейбусы, новые трамваи, автобусы, мосты, большие дома, строительные краны, улицы и деревья, минчане и минчанки — все это становилось материалом детских рисунков. Удивительно, но все узнаваемо. Смотришь — и сам переносишься в прошлое, улетаешь где на полстолетия, а где и побольше, превращаясь в юного наблюдателя...

«Минск. Река. Оперный театр. Штаб. Новикова Галя. 14 лет». Такая подпись на аккуратной акварели. Нет еще знаменитой набережной Свислочи. Деревья у оперного маленькие, он почти полностью открыт, а у штаба и вовсе пусто. Ивы, которые сегодня кажутся старыми, еще даже не посажены, и сквер у домика I съезда РСДРП еще не разбит. Там, где набережная, изображены мужчина и женщина с теодолитом. Они размечают будущее нашей столицы... Разве это не чудо?

Это я только о нескольких рисунках рассказал, а ведь их сотни. На них история, запечатленная талантливыми детьми. Нарисовано все с любовью к тому, что видят глаза.

Сегодня наши дети рисуют мало. Зачем? У каждого фотоаппарат, смартфон, планшет. Не надо напрягаться, несколько секунд — и готово. Понравился городской вид — щелкнул. Можно себя на фоне города, друга и подругу, родителей... Рисовать ведь долго. Надо смотреть, думать, переживать, а ведь не всегда получается...

Хорошо бы издать альбом детских рисунков, посвященных Минску и сделанных талантливыми учениками заслуженного учителя и замечательного художника — Сергея Петровича Каткова. Рисунки–то сохранились.

ladzimir@tut.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter