Обзор книг Бориса Аракчеева «Бэз малюецца на шчасце" и Вашингтона Ирвинга "Сонная лощина"

Нарисованное снится

Барыс Аракчэеў. Бэз малюецца на шчасце. 

Мінск, Мастацкая літаратура, 2019.

«Солдатская судьба занесла меня в Белоруссию в грозном 1944 году в старую крепость, что на реке Березине в городе Бобруйске».

Так калісьці запісаў у дзённіку вядомы мастак Барыс Аракчэеў, творчасць якога назаўсёды стала часткай гісторыі мастацтва нашай краіны. У чарговы том серыі «Жыццё знакамітых людзей Беларусі» ўвайшлі ўспаміны і эсэ пра мастака, ягоныя запісы, шмат унікальных фотаздымкаў. Складала кнігу ягоная дачка, таксама вядомая мастачка Аксана Аракчэева. Назва нагадвае аб тым, што Барыс Аракчэеў вельмі любіў маляваць бэз. Кожную вясну ягоная майстэрня была застаўлена букетамі — «белые и розовые, голубые и цвета краплака, они заполняют все емкости — вазы, бутылки, кувшины, банки и даже ведра». Адкуль гэтая любоў? Аказваецца, з дзяцінства: у роднай вёсцы Турбанава ў Расіі на свята Ушэсця дзяўчаты хадзілі з прыколатымі на грудзях галінкамі бэзу. Па матэрыялах можна прасачыць пакручастыя жыццёвыя шляхі героя. У сямнаццаць гадоў пайшоў на фронт. Пасля вайны ўзялі ў штаб чарцёжнікам. Так і ўцягнуўся ў маляванне, патрапіў у студыю да Валянціна Волкава... Потым была мастацкая вучэльня — дзякуючы Андрэю Бембелю, які паспрыяў, каб таленавітага юнака прынялі, хоць заняткі пачаліся. Першая карціна Аракчэева на ваенную тэму называецца «Вяртанне»: герой вярнуўся з фронту, яго сустракае сям’я. Персанажаў мастак пісаў са сваіх блізкіх. Душэўнасці дадаюць успаміны дачок Барыса Аракчэева, у якіх мастак паўстае цікавым, добрым чалавекам. 

Вашингтон Ирвинг. Сонная лощина. 

Издательство АСТ, Москва, 2019.

Хорошие рассказы как самоцветы. Их может занести песком бытия, но стоит смахнуть пыль — блеснут новыми гранями. Как новеллы Вашингтона Ирвинга, спустя два века вдохновляющие современных творцов. Разумеется, прежде всего это «Легенда о Сонной лощине» — еще в 1959-м вышла экранизация под названием, напоминающим о другом американском классике, — «Всадник без головы». Другая знаменитая история, о Рипе ван Винкле, жителе деревушки близ Нью-Йорка, который поднялся в горы, проспал 20 лет, а затем вернулся, тоже растаскана на цитаты. А для чего нужно все же перечитывать первоисточники — потому что в искусстве имеет значение не только о чем говорится, но и как рассказано. Мастерская, сочная проза с неповторимым старомодным стилем, изящный юмор, изысканные обороты... Ирвинг воссоздает неповторимый колорит жизни голландских переселенцев, приправляя сатирой, а также бросает вызов современным эрудитам, сыпля цитатами и именами исторических персонажей. Ну и для любителей — самая что ни на есть американская готика. И разве можно сравнить Джонни Деппа, играющего в голливудской экранизации констебля Икабода Крейна, с прототипом, а это школьный учитель, выглядящий так: «Он был обладателем крошечной, приплюснутой у макушки головки, огромных ушей, больших зеленых и как бы стеклянных глаз, длинного, как у кулика, носа — ни дать ни взять флюгер в образе петушка, красующийся на спице и указывающий направление ветра. Когда в ветреный день в раздувающейся, как парус, одежде он крупными шагами спускался по склону холма, его можно было принять за сходящего на землю гения голода или пугало, сбежавшее с кукурузного поля».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter