Источник: Знамя юности
Знамя юности

Нарешать на сотню

Советуют 100-балльники. Ребята, показавшие максимальный результат на ЦТ, провели мастер-класс для участниц проекта «Битва за студак 2.0»

Плох тот выпускник, кто не мечтает сдать ЦТ на 100 баллов. Мы отыскали прошлогодних абитуриентов, которые показали максимальный результат по одному из предметов, и попросили их провести мастер-классы для участниц нашего проекта – Юлии Гарбар и Александры Муравской.

Рифма для наречий

Личным репетитором минчанки Юлии Гарбар стала первокурсница медуниверситета Мария Каневич. В прошлом году Маша, тогда еще выпускница лидской гимназии № 1, набрала заветные 100 баллов на тестировании по русскому языку. Причем по остальным предметам ей тоже не хватило до сотни совсем немного: биология – 91, химия – 94. А ведь Мария могла не сдавать ЦТ вообще: получила диплом II степени на рес­пуб­ликанской олимпиаде по английскому языку, а вместе с ним – возможность быть зачисленной без экзаменов в любой лингвистический вуз. Но не захотела – вы­брала медицину.

Мария Каневич (справа) дала Юлии Гарбар пару советов, как от волнения не забыть на ЦТ все, что знаешь

Узнав, что последнее дистанционное тестирование по русскому Юля написала на 88 баллов, Мария обнадеживает абитуриентку, что за оставшиеся три месяца она вполне может довести ре­зультат до сотни:

– Думаю, даже полезно сдать промежуточные тестирования чуть хуже, чем хотелось бы, – появляется спортивная злость, хочется собраться, поднажать. А то нередко бывает, что ребята, которые писали все РТ на 90+, на итоговом тесте расслабляются и показывают результат ниже, чем рассчитывали.

Обе абитуриентки, нынешняя и прошлогодняя, выбрали разную тактику подготовки к экзамену. Маша обходилась без репетиторов и дополнительных занятий: у них в классе был мультипрофиль по русскому языку – три занятия в неделю, и этого ей вполне хватало. Юля ходит на подготовительные курсы:

– Мне нравится, как там подают информацию – для лучшего запоминания многие правила переводят в стихотворную форму. Например, недавно учили стишок на правильное написание наречий: «Наперекор лесным традицям вприкуску съел медведь лисицу…»

– Это хороший прием, – хвалит Мария. – Чем больше способов запоминания информации используешь, тем эффективнее. Можно еще развешивать по дому стикеры со словарными словами.

Накануне встречи Юля выполнила тест по русскому языку, чтобы проверить и проана­лизировать его вместе со 100-балль­ницей. Ошибок находим всего две, по одной в каждой части. 11-классница отметила как неправильное утверждение, что «никто» – это начальная форма слова «ни у кого» (хотя на самом деле оно верное), и не увидела второго суффикса в слове «повязочка».


– Постарайся запомнить, что в словах вроде «повязочка», «корзиночка» суффиксов всегда два, – напутствует Маша.

Напоследок первокурсница дает советы, как вести себя на ЦТ, чтобы от волнения не забыть все, что знаешь:

– У меня была своя система: я решала тест по русскому за полчаса и потом все внимательно проверяла. Но только один раз, иначе начинала сомневаться даже в самых простых вопросах и искать подвох там, где его нет. И еще очень важно на­учиться абстрагироваться от происходящего вокруг. Потому что если человек, который оказался с тобой за одним столом, сильно нервничает, это обязательно передастся тебе. В таком случае стоит закрыть глаза, сделать пару глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и работать дальше.

Даты «подружите» с событиями

Александр Козлов – первокурсник Полоцкого государственного университета. Поступал без экзаменов, потому что в 11-м классе на республиканской олимпиаде по истории взял диплом III степени, который приравнивается к 100-балльному результату. Этот парень – ходячая энциклопедия: знает все от сотворения мира до наших дней.

Александр Козлов научил Сашу Муравскую быстро запоминать даты

– Мне бы хоть половину Сашиных знаний, – шутит Александра Муравская. – Так как репетитора по истории у меня нет, встреча со 100-бал­ль­ником для меня очень важна. Надеюсь, он сможет оценить мой уровень и дать конкретные советы по подготовке к ЦТ, а не общие рекомендации.

Ребята встретились в уютной кофейне в центре Полоцка с видом на памятник Скорине. Под покровительством первопечатника приступили к работе – выполнению первого варианта из прошлогоднего сборника тестов. Пока Саша корпела над заданиями, Александр рассказывал о себе:

– В олимпиадном движении еще с седьмого класса, всегда входил в тройку лидеров на городском этапе. Самое лучшее выступление – в прошлом году. Интуитивно чувствовал, что нужно подтянуть: XX век, время распада СССР. Этот период, к слову, один из самых сложных – много событий, дат, имен. Обращал внимание на визуальную информацию: картины, карты, схемы, портреты. Что касается последних, то всегда выделял для себя какой-то признак: Витовт на картинах – могучий богатырь, Председатель Президиума Верховного Совета Василий Козлов – суровый… Сложнее с Древним миром: Демокрит, Евклид, Сократ – все на одно лицо.

Пока мы беседуем, 11-клас­сница выполнила и проверила тест: 70 процентов ответов – правильные. Слабое звено – хронология. Александр тут же делится лайфхаком:


– Даты проще всего запоминать в привязке к какому-то событию. Вот, например, ты знаешь, что в 1982-м умер Брежнев. Теперь можешь сообразить, что в этом же году принимают Продовольственную программу СССР, через три года придет к власти Горбачев. Или в 1861-м был подписан Манифест об освобождении крестьян. Значит, за год до этого началось восстание, а через два года закончилось. А если отнимешь десять лет, то «попадешь» на Крымскую войну.

Александра внимательно слушает. «Подтянуть Средневековье», – записывает она в свой блокнот и обещает вечером заняться устранением в знаниях белых пятен.

– Лучше оставь это на завтра: пусть информация уляжется, и можно будет начать учить что-то новое. А сейчас давай лучше погуляем по городу: я тебе еще не все исторические байки рассказал.

odubrovsk@sb.by

krupenk@sb.by

Фото авторов и Павла ЧУЙКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости