Напряжение в сети

Все мы периодически сталкиваемся с конфликтами в реальности — на работе, в личной жизни и даже на отдыхе. Увы, зачастую конфликты между людьми неизбежны, и в итоге они становятся средством разрешения возникающих противоречий. Виртуальное пространство в этом плане не исключение.

Фото  pixabay.com

Начнем с диагностики

Конфликты в сети представляют собой столкновение двух и более реальностей, за которыми стоят люди или группы людей. Пользуясь своей анонимностью, они могут специально провоцировать противоборство. Единственное существенное отличие — разногласия онлайн часто начинаются и протекают в более скрытой форме, их сложнее распознать.

Виртуальные конфликты примечательны тем, что чем больше усилий прикладывается для их разрешения, тем сильнее они разгораются. Очень часто участники сетевого общения даже не распознают нарастающий инцидент. Диагностировать конфликтную ситуацию в онлайн-пространстве можно по следующим признакам.

1. Вас перестают «слышать» и вникать в суть сообщения, как будто общаются не с вами.

2. Происходит переход на личности, когда собеседнику приклеивают ярлыки и проблемы, которых в действительности не существует.

3. Ваш собеседник начинает употреблять большое количество непонятных вам профессиональных терминов с целью показать свое превосходство.

4. Начинается опровержение и отказ от всего (что никто никогда этого не делал, к примеру).

5. Собеседник начинает обращаться к вам поучительно и снисходительно.

6. Делаются чрезвычайно смелые обобщения: «все так думают», «все это делают», «никто не решает эти проблемы».

Когда не хватает реальной улыбки

При общении в сети возникают определенные факторы риска, связанные со спецификой осуществления коммуникации в виртуальной реальности:

— отсутствие невербального компонента (мимики, жестов, позы), из-за чего люди склонны проецировать на собеседника собственные чувства и эмоции, а не воспринимать чувства собеседника. Такие эмоциональные затруднения, скорее всего, возникнут при реализации творческих проектов, дизайн-разработок;

— возникающее непонимание вследствие беззвучности текста, поскольку одно и то же слово или фразу можно произнести с совершенно разной интонацией, которая способна изменить весь смысл послания;

— различия в правилах общения на интернет-площадках (то, что на одном ресурсе принято как норма, на другом может оказаться поводом для конфликта);

— вопросы, связанные с приватностью, которая может быть нарушена (возможная прослушка, взлом электронной почты, сайта или мессенджера).

Иллюзия безопасности

Стадии развития конфликта в сети имеют схожую структуру с разворачиванием конфликтного инцидента офлайн.

1. Возникновение конфликтной ситуации. Для этого порой достаточно даже незначительного повода — нечаянного слова, знака препинания, задержки с ответом.

2. Осознание и принятие ситуации как конфликтной хотя бы одним из участников.

3. Осуществление конфликтного взаимодействия (на уровне «сказанных» фраз, написанных постов, совершенных действий).

4. Исход конфликта, который может быть конструктивным (положительным), деструктивным (отрицательным) или лжеисходом, то есть замораживанием конфликтной ситуации. Пример ложного исхода — забанить противника (запретить ему высказываться в сети) или же заблокировать оппонента в личных мессенджерах.

Широкое распространение интернета ведет к вовлечению в сетевое взаимодействие все большего количества людей, в том числе детей и подростков. Возможность формальной регистрации, когда общение носит фактически анонимный характер, лишь увеличивает риски и ощущение безнаказанности за эскалацию конфликтов. Поэтому крайне важно вовремя распознать и предотвратить неконструктивное, а порой разрушающее конфликтное общение в сетевом пространстве.

Екатерина Сапего, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ имени М. Танка
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter