Направление реального дела

Они работают как дружная семья.
Они работают как дружная семья. Не разговорами о законотворчестве занимаются, а ведут постоянный поиск эффективных форм законодательной деятельности. Так говорят о Совете Республики Национального собрания. Спустя некоторое время после состоявшегося здесь заключительного заседания второй сессии наш корреспондент встретился с его председателем А.ВОЙТОВИЧЕМ. Их беседа об итогах работы и задачах одной из палат парламента - Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

- Александр Павлович! В отличие от первой, организационной, вторая сессия была более продолжительной и насыщенной. Расскажите коротко о результатах. Видимо, сказать есть о чем?

- Прежде всего, спасибо за одобрительные слова, которые высказывают в адрес коллектива Совета Республики. А что касается результативности второй сессии, то действительно сказать есть о чем.

К слову, значимым событием сессии стало выступление Президента с ежегодным Посланием к парламенту, в котором Александр Лукашенко позитивно оценил работу Национального собрания по созданию правовой основы государства.

Да и в целом, уверен, главная задача всех ветвей власти - твердое и последовательное проведение курса на создание условий для ускоренного экономического развития страны, дальнейшую демократизацию общества, построение эффективного правового государства, укрепление конституционных гарантий, прав и свобод граждан, консолидация нации, сохранение и развитие исторических традиций и ценностей народа.

На пленарных заседаниях рассмотрено и одобрено 47 законопроектов. Особое внимание уделялось правовым актам, регулирующим отношения в сферах экономики, бюджетно-финансовой и кредитной политики, денежного обращения, налогообложения.

Наиболее весомым результатом можно считать принятие Инвестиционного кодекса. На втором Всебелорусском народном собрании я уже говорил о необходимости притока инвестиций, в том числе иностранных, в экономику республики. Принятие Инвестиционного кодекса вносит позитивный вклад в этот процесс. Документ определил правовые условия инвестиционной деятельности, источники и виды государственной поддержки, закрепил гарантии прав инвесторов и меры защиты инвестиций.

Стараемся обеспечить законодательной базой и другие немаловажные сферы деятельности. К примеру, одобренный нами Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" наконец-то позволил привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, обеспечил увязку реформы бухгалтерского учета с основными требованиями синхронизации и единой направленности экономических реформ в Беларуси и России в рамках Союзного договора.

Парламентом внесены также изменения и дополнения в ряд законодательных актов, регламентирующих сферу промышленной собственности, а также в законы "О налогах на доходы и прибыль", "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь", "О подоходном налоге с физических лиц".

- Александр Павлович, как известно, одним из приоритетов в законотворческой деятельности парламента является социальная сфера. Какие меры принимаются, чтобы с помощью законодательства помочь людям?

- Вопрос принципиальный и совершенно правильный. Действительно, социальная сфера по-прежнему остается приоритетной в нашей деятельности. Мы рассмотрели Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О ветеранах". Его давно ждали около двух с половиной миллионов ветеранов. Закон имеет четкую регламентацию и адресную направленность с учетом деятельности и заслуг различных категорий ветеранов в прошлом, их возраста, состояния здоровья, семейного положения и других факторов. Кроме того, одобрено внесение изменений и дополнений в законодательные акты, касающиеся вопросов пенсионного обеспечения, и в Закон "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кстати, 11 апреля 2001 года по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы проведены парламентские слушания. В принятых парламентариями рекомендациях высказаны предложения по улучшению финансирования программ, направленных на социальную защиту населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях.

- Подводя итоги прошедшей сессии, необходимо отметить реализацию Советом Республики конституционного права законодательной инициативы.

- Верно. Постоянной комиссией Совета Республики по международным делам и национальной безопасности разработан проект Закона "Об информационной безопасности". Документ прошел ряд согласований с заинтересованными сторонами и уже направлен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

- А какова роль Совета Республики в решении вопросов международной жизни?

- Наша задача - создать необходимые условия для позитивной внешнеполитической деятельности. Поэтому значительное место отводится своевременному утверждению договоров и соглашений, принятых исполнительными органами государственной власти на международном уровне. В числе наиболее важных ратифицированных документов можно назвать Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также соглашение о мерах по введению единой денежной единицы.

Еще один красноречивый пример. Уверен, реорганизацию Таможенного союза государств "пятерки" ускорит ратификация Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Создание ЕврАзЭС нацелено на образование единого экономического пространства, преодоление таможенных и бюрократических барьеров на пути сближения народов и экономик.

- Ратификация любого из соглашений или договоров является одновременно и фактором признания нашей страны на международной арене. Вы можете назвать ратификационные документы, которые положительно скажутся на взаимоотношениях с Западом?

- К числу подобных документов относится присоединение нашей страны к Гаагской конференции по частному праву путем ратификации ее устава, что создает благоприятные предпосылки для всестороннего сотрудничества Республики Беларусь с государствами - членами Европейского союза.

Причем, подчеркну, речь идет о совершенно конкретных шагах нашей страны навстречу мировому сообществу. Так, присоединение Беларуси к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней 1967 года свидетельствует о приверженности нашего государства выполнению норм и принципов международного права в области соблюдения и защиты основных прав и свобод человека. В то же время это позволит рассчитывать на более действенную международную финансовую и техническую помощь со стороны стран-доноров в решении вопросов, связанных с миграцией, в том числе в налаживании контроля над нелегальной миграцией. Это, согласитесь, тоже немаловажно.

- В этой связи какие конкретные шаги предпринимались Советом Республики по налаживанию межпарламентских связей и контактов?

- Назову только некоторые. На первоначальном этапе было сформировано наше представительство в делегациях Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), Парламентской ассамблее НАТО, Европарламенте, Европейской межпарламентской ассамблее православия (ЕМАП), Парламентском собрании союза Беларуси и России, а также в составе рабочих групп Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с парламентами 56 зарубежных государств. И я отмечу: голос белорусских парламентариев воспринимается нашими зарубежными коллегами с вниманием и уважением.

- Кстати, не секрет, наши отношения с ПАСЕ и ПА ОБСЕ складывались довольно непросто, но в последнее время контакты с этими региональными европейскими структурами начинают переходить на более качественный уровень. О чем это свидетельствует?

- Действительно, приглашение наших парламентариев участвовать в работе разных органов упомянутых выше ассамблей заслуживает внимания. Мы надеемся, что измененная тактика работы с парламентскими структурами Совета Европы и ОБСЕ, а также поддержка со стороны наших коллег по СНГ позволит белорусскому парламенту принимать полномасштабное участие в деятельности европейских парламентских структур.

- На фоне общемировых тенденций увеличения вклада науки в экономику в странах СНГ происходит сокращение производств наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровни. А как Совет Республики занимается проработкой законодательного обеспечения научной сферы?

- Хороший вопрос. Обозначенные объемы финансирования научной сферы СНГ в 2001 году, возможно, позволят еще сохранить научные школы и основные научные исследования, но не смогут переломить действующие здесь депрессивные тенденции. Перелом может быть достигнут за счет развития инновационной деятельности в наукоемких производствах путем создания соответствующих условий для такой деятельности. Совет Республики определил также, что важное значение для повышения эффективности законодательной деятельности имеет совершенствование научного обеспечения законодательного процесса. Решению этой проблемы будет способствовать созданный при председателе Совета Республики Научно-экспертный совет из числа наиболее квалифицированных и известных ученых, юристов, экономистов... Главными задачами совета являются анализ и прогнозирование экономической и социально-политической ситуации в Беларуси, предложение конкретных мер по решению возникающих задач, а также оказание содействия в формировании научно обоснованной позиции Совета Республики по важнейшим проблемам государства и общества, укреплении его роли как законодательного органа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter