Наполнить форму содержанием

Обветшавший дом сносили в деревне Малодуша Речицкого района. Прохудилась крыша, покосились стены, травой все поросло. Былое подворье разобрали до кирпичика, убрали хлам, выровняли, перепахали. И не догадаешься, что здесь был дом. Если бы не высоченная печная труба. Ее оставили. Зачем?

фото белта.

Вот и я поначалу не поняла. Завораживающим показалось мне это соседство: похорошевшая земля, размеченная ровными грядами, как под линеечку, и тут же уцелевшая труба старинной кладки, подпирающая небо. Забыли, не сумели, оставили с умыслом? Председатель Речицкого районного Совета депутатов Григорий Якушев, на которого посыпались эти мои вопросы, рукой показал: взгляните выше. И только после этого увидела: а ведь труба увенчана гнездом аиста. Оказывается, печной монумент не тронули из–за птиц, которые на протяжении нескольких лет сюда возвращаются. Освобожденную землю привели в порядок, засеяли. Все сделали так, как полагается в случаях, когда убирается ветхое подворье, оставшееся без хозяев. Аисты и труба — не помеха сегодняшним крестьянским хлопотам. Ее, говорил мне глава райсовета, даже подумывают превратить в деревенскую примечательность, раскрасив радужными красками и облагородив небольшое окрестное пространство.

Каждый год в деревнях и поселках убираются сотни домов и зданий. С начала года только на Гомельщине снесли более 1,6 тысячи ветхих и пустующих построек. Освободилось около 375 гектаров земли. По словам управляющего делами Гомельского облисполкома Елены Кличковской, основной сценарий после рекультивации — вовлечение в сельскохозяйственный оборот. Земля вновь начинает работать. Но это в тех местах, где есть возможность развернуться технике. А если речь о точечном запустении, когда полуразваленный дом, оставшийся без присмотра владельцев, оказался аккурат посередине жилой улицы... Убрать руины и привести в порядок — уже хорошо для эстетики и безопасности. Но ведь можно сделать больше: наполнить новым содержанием. И здесь, говорит собеседница, подходы разные.

Председатель Даниловичского сельисполкома Ветковского района Владимир Шапоров, например, искренне гордится тем, что заброшенных разваленных домов на территории Совета практически не осталось. Одни продали, другие снесли. Рассказывает, было дело: с краю деревни Пыхань на неудобицах после сноса нескольких построек образовался пустырь. Вроде гуляет земля, а для обработки техникой — никак. Но здесь вызвались местные жители с рациональной идеей. Почему бы на освободившихся сотках не разбить малинник, как это делают пригородные гомельские деревни? И получилось. Сегодня на месте пустыря просматривается завидная плантация востребованной на рынке ягоды.

В деревне Добрынь Ельского района тоже разумно воспользовались земельной прибавкой. Сделали зону отдыха с прудом, которой до того в населенном пункте просто не было. В деревне Козловка Светлогорского района местный пустырь и вовсе стал народной стройкой. С легкой руки директора сельской библиотеки Валентины Петровой взялись сообща обустроить детскую игровую площадку. Подключились жители, организации, службы. Кто деньгами, кто руками. В итоге своими силами наполнили пустырь полезным содержанием. Подходы в этом деле и вправду могут быть разные. Надо только шире взглянуть на землю.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter