Напишу-ка я оперу

О чем сообщают белорусы на “горячие линии” силовых ведомств?Недавно Генеральный прокурор страны Григорий Василевич призвал сограждан не использовать “горячие линии” на сайтах силовых ведомств для сведения личных счетов. Судя по всему, эта проблема стоит достаточно остро, иначе чиновник такого высокого ранга вряд ли бы о ней говорил. В связи с этим корреспондент “НГ” попытался выяснить, что доверяют белорусы правоохранительным органам и насколько вообще эффективны “горячие линии” силовых ведомств.

Взяточничество и злоупотребления
Логично начать исследование непосредственно с сайта Генпрокуратуры (www.prokuratura.gov.by). Оказывается, подобная услуга на электронной страничке прокуратуры появилась совсем недавно (точнее — меньше двух месяцев назад).
— За это время на “горячую линию” пришло более 100 посланий, — говорит начальник отдела информации и связей с общественностью Геннадий Вертинский. — В них достаточно много полезных сведений. В день приходит несколько писем. Чаще всего они содержат информацию о злоупотреблениях служебным положением.
Рассказывают посетители сайта и о фактах взяточничества. Примерно половина этих сообщений анонимные. Письма регистрируются и тут же отдаются на проверку.
— В посланиях о злоупотреблении служебным положением зачастую фигурирует имя конкретного человека, приводятся даже номера накладных, — рассказывает Геннадий Вертинский. — Недостоверная информация к нам поступает крайне редко.
КГБ благодарят...
За прошлый год посетители сайта Комитета госбезопасности (www. kgb.gov.by) оставили на “горячей линии” ведомства свыше полутора тысяч посланий. Пишут не только белорусы, но и иностранные граждане. Многие сообщения на сервисе носят рекламный характер. Остановить поток рекламы невозможно, поэтому администраторы просто ее удаляют.
— Послания, содержащие факты нарушения законности, проверяются соответствующими подразделениями КГБ, —  рассказали в Комитете госбезопасности. — И если информация подтверждается и относится к компетенции ведомства, осуществляются дополнительные оперативно-розыскные мероприятия. В иных случаях материалы передаются в другие правоохранительные органы страны.
В некоторых электронных письмах посетители сайта выражали благодарность сотрудникам Комитета госбезопасности за проделанную работу, а случалось, люди просили оказать информационную помощь по увековечению памяти офицеров и солдат Великой Отечественной войны.
Многие послания действительно содержали факты нарушения законности: сообщали о взяточничестве и коррупции. Информация, содержащаяся в некоторых письмах, подтверждения не получила — люди отправляли такие послания для того, чтобы свести счеты со своими недругами и конкурентами.
— Практически все иностранные спецслужбы имеют свои сайты, где можно оставлять сообщения. Интернет-технологии стремительно развиваются, пользователей становится все больше, и мы предоставляем более широкие возможности для заявителей и обеспечиваем им анонимность, — резонно перечисляют плюсы “горячей линии” в КГБ.
20 процентов сообщений — о преступлениях
Похожая ситуация и на сайте Министерства внутренних дел (www.mvd.gov.by): Василию Ядченко, администратору ресурса, тоже приходится удалять из электронной почты рекламу.
— Ежедневно к нам на “горячую линию” приходит до десяти писем, — говорит Василий. — Это больше трех тысяч в год. Из них треть содержит в себе один и тот же вопрос: как поступить на службу в милицию? Даже несмотря на то что в соответствующем разделе сайта есть вся необходимая, регулярно обновляемая информация, мы отвечаем и на такие письма. Анонимные послания также рассматриваются, информация принимается к сведению.
20 процентов от всего количества писем, пришедших на “горячую линию” МВД, действительно рассказывали о готовящихся или совершенных преступлениях. Хотя немало и таких сообщений, которые содержали поклеп.
— Например, аноним сообщает в письме о том, что его сосед в гараже самогонку гонит, — говорит Василий Ядченко. — Наши сотрудники приезжают по указанному адресу, а информация не подтверждается. Найти человека, который хотел свести счеты с “лжесамогонщиком”, можно: для этого жертва оговора должна написать заявление в милицию. Бумагу передадут в управление “К” (управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий), где специалисты при помощи современных компьютерных технологий вычислят недоброжелателя.
Было и такое: на сайт пришло сообщение о правонарушении, а в результате проверки информация не подтвердилась. К тому же оказалось, что кто-то подписался чужим именем в своем письме. Тогда злоумышленника не искали, потому что жертва не написала заявление.
Много сообщений на сайте было связано со взрывом на проспекте Победителей: писали свидетели происшествия. Случалось и так, что на “горячую линию” приходили послания, в которых люди желали нам удачи или благодарили за работу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter