Источник: Знамя юности
Знамя юности

Литература, роботы-манипуляторы и дистанционное обучение. Что исследуют в своих научных работах студенты

Написал диплом – сделал открытие

В этом году жюри Республиканского конкурса научных работ студентов рассмотрело почти 4000 курсовых, дипломных и магистерских. 85 авторов лучших исследовательских трудов получили дипломы от Министерства образования. На какие темы размышляла интеллектуальная молодежь и в чем практическая значимость их многостраничных трактатов?

Гендер, экзистенция и нон-фикшн

За годы учебы на филологическом факультете Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины у Кристины Бандуриной накопилось много наработок. Студентку интересовали экзистенциальная тематика, гендерные вопросы и произведения нон-фикшн. В дипломной работе исследовательница объединила разные, на первый взгляд, сферы, которые схожи с точки зрения художественной антро­пологии: 

– Прозу и поэзию нужно рассматривать в перспективе. Романы, рассказы и стихи помогают человеку понять себя. Анализ литературных произведений – это изучение ошибок и промахов, которых нужно избегать в будущем. 

Работа «Антропологический вектор современной белорусской прозы» состоит из четырех крупных направлений: мужской, женской, художественной прозы и нон-фикшн. Последний раздел, где собраны тексты Ларисы Гениюш, Сергея Граховского, Алеся Адамовича, Светланы Алексиевич, автор советует изучить каждому. 

В дипломной работе Кристина анализировала творчество 15 белорусских авторов. Для погружения в тему пришлось прочитать десятки книг. Редактора отдела поэзии «Маладосці» не испугать длинными списками литературы. В год Кристина читает больше 80 книг, параллельно штудирует сразу несколько произведений:

– Сейчас у меня на столе – сборник эссе Герберта, роман Кундеры, а в телефоне – учебник по практической психологии. Переключение с книги на книгу помогает развивать концентрацию внимания. 

От виртуальной реальности к медицине

Вадим Шамонин заинтересовался протезированием, когда учился на пятом курсе Брестского государственного технического университета – занялся разработкой устройства по фиксации и анализу сокращения мышц на руках. А защитив диплом, продолжил изучение темы в магистратуре. Параллельно устроился на работу в Брестский государственный медицинский колледж. За восемь месяцев исследований и экспериментов Вадим создал программно-аппарат­ную систему распознавания движений человека для антропоморфных роботизированных манипуляторов:

– Изначально аппарат выглядел как перчатка, покрытая специальными датчиками. На практике такой вид механизма оказался неудобен. Решил использовать другой подход, на основе медицинских электродов, как при получении кардиограммы. Приспособление крепится на запястье и в местах, где находятся мышцы, приводящие в движение пальцы. 

Разработку можно применять в виртуальной реальности, в медицинской сфере она поможет в диагностике отклонений мышечных окончаний, при восстановлении после инфаркта и инсульта. Ценность работы Вадима уже доказана на практике:

– Предложил помощь пациенту с растяжением мышц предплечья. Когда больной сжимал руку, на панели зажигались светодиоды. Он не обращал внимания на боль, был сконцентрирован на огоньках. Дальнейшие исследования показали, что медикаментозное лечение в комплексе с моим устройством ускорило реабилитацию в полтора раза.

Ноу-хау для плодоводства

Четверокурсник факультета технического сервиса Белорусского государственного аграрного технического университета Сергей Есипов в научной работе поразмышлял о том, как усовершенствовать технику для плодоводства:

– Вместе с научным руководителем Николаем Романюком рассмотрели современное состояние плодоводства. Оказалось, чтобы обеспечить страну плодово-ягодной продукцией, необходимо посадить около 30 000 гектаров новых плодовых деревьев и ягодников. Для сбора урожая с больших площадей нужно мощное и современное оборудование. 

Фрукты и ягоды содержат полезные для здоровья витамины, минеральные вещества, углеводы, белки. Большинство плодовых культур – хорошие медоносы. Из древесины груши, грецкого ореха и абрикоса изготавливают поделки. Сергей Есипов предложил использовать оригинальные конструкции техники для обработки почвы, скашивания сорняков, контурной обрезки деревьев, сортировки плодов и ягод:

– Не все современные машины совершенны. Вместе с ягодами в контейнер может попасть трава, из-за больших площадей плантаций комбайны оставляют часть урожая несобранным. Я постарался учесть все тонкости конструкций техники для плодоводства и предложил способы их модернизации. На практике опробовать ноу-хау пока не успел, но мои разработки внедрили в учебный процесс в университете.

Знания в удобном формате

Татьяна Сталович преподает социологию, политологию и философию в Минском государственном областном колледже. Для запоминания большого объема терминов и понятий выпускница Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка предложила использовать дистанционное обучение:

– Общий курс, который изучают учащиеся всех колледжей, я переработала. Сложные моменты представила в виде ментальных карт, творческих и тестовых заданий, кроссвордов, добавила видеоролики. Для обратной связи завела группу в сети «ВКонтакте», где ребята высказывают пожелания, делятся, какой формат подачи материала им подходит. 

Дистанционная форма получения образования широко распространена за рубежом. При написании магистерской молодой преподаватель изучала опыт зарубежных коллег:

– Удаленное обучение позволяет ученику, который улавливает все с ходу, сидя дома за компьютером, изучать темы наперед, а менее сообразительным – прочитать материал еще раз и закрепить на практике. Плюс такой формы и в том, что ребята с инвалидностью могут учиться наравне с остальными. 

Чтобы доказать эффективность своей работы, Татьяна Сталович провела педагогический эксперимент. В исследовании участвовали более 80 учеников. Результаты оказались успешными, успеваемость учащихся возросла. 

lavrinovich@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter