Наперерез стереотипам

Акция «СБ» и ГАИ «Партнерство ради безопасности» продолжается. Следующая встреча — в конце июля!

Акция «СБ» и ГАИ «Партнерство ради безопасности» продолжается. Следующая встреча — в конце июля!


Ключевое слово совместного проекта — партнерство. Оно во многом знаковое для нашей инициативы. Ведь впервые за столом переговоров встретились представители автомобильных клубов и руководство Госавтоинспекции именно как деловые партнеры. Оказалось, спорные вопросы, которых скопилось немало, обсудить с глазу на глаз хотелось уже давно. Но возможность, по сути, представилась только сейчас. Встречи прошли в Минске и во всех областных центрах.


Во встрече 27 июня мы предложили поучаствовать представителям 26 неформальных общественных объединений: автомобильных клубов, сообществу скутеристов и велосипедистов. Увы, в Минске пришло менее половины приглашенных. Понятно, у кого–то вечером в пятницу могли неожиданно появиться неотложные дела. Но, честно признаемся, большинство так и не поверили, что разговор будет откровенным, напрямую. Сразу отмели возможность диалога, даже не сделав попытки его начать. А зря! Руководители УГАИ МВД, Минской ГАИ, ГАИ Минской области, «Белтехосмотра», специалисты БелНИИТ «Транстехника», Белорусского бюро по транспортному страхованию выслушали каждого и ни разу из уст специалистов не прозвучало сухое «без комментариев».


Причиной массовой неявки, очевидно, стало предубеждение, преодолеть которое тоже одна из задач акции. Мы настаиваем — должно прозвучать мнение каждого. И по–прежнему партнером ГАИ могут стать представители любого белорусского автомобильного клуба, если, конечно, у водителей есть дельные предложения и конструктивные идеи. Все–таки, согласитесь, одно дело возмущаться на интернет–форумах, предлагать абстрактные проекты и совсем другое — рассматривать проблему в деловой обстановке со специалистами, которые могут аргументированно обосновать свою позицию. Именно в формате конструктивного диалога проходила встреча в прошлую пятницу.


Переходный период


Во многом акция призвана развеять мифы, созданные на интернет–форумах. К примеру, о нарушителях–пешеходах. Мол, на них милиция не обращает ровным счетом никакого внимания, в отличие от автомобилистов.


— Неправда! — возразили представители ГАИ. — Мы ни для кого не делаем исключения.


— А цифры есть? — поинтересовались водители.


Под рукой статистики не оказалось, поэтому договорились привести данные в газете. Что ж, выполняем обещание. По подсчетам УГАИ МВД, каждый день инспектора ДПС по всей стране наказывают рублем более 400 нерадивых пешеходов. Обычно штраф — до 17.500 руб., но если нетрезвый прохожий решил перейти дорогу в неположенном месте, то придется «отстегнуть» от 1 до 3 базовых величин в эквиваленте. Куда более серьезное наказание ждет пеших нарушителей, из–за которых произошла авария с тяжелыми последствиями. Они даже могут угодить за решетку.


— Пешеходный переход — это точка конфликта, в которой пересекаются маршруты участников дорожного движения. Увы, часто именно там случаются аварии, — заметил начальник УГАИ МВД Александр Менделев. — К нам поступило предложение водителя из Борисова сделать на «зебрах» освещение ярче, разметку и знаки заметнее. Возьмем это на вооружение. Ну а тем инспекторам ДПС, которые не хотят замечать пешеходов–нарушителей, напомним о служебных обязанностях.


— Хм, а как насчет самих сотрудников ГАИ, нарушающих ПДД? — спросили представители «Хундай»–клуба.


— Если фиксировать факт нарушения, к примеру, на фотокамеру, какая гарантия, что нас не заставят стереть улики? — поддержали их коллеги из клуба любителей французских автомобилей «Франсмобиль».


— Пусть такой гарантией будет мое слово, — сказал заместитель начальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий. — Сотрудник ДПС, как и любой гражданин, несет ответственность за соблюдение правил. Мы готовы принимать самые жесткие меры, если факт нарушения действительно будет доказан (необходимо представить письменное заявление, данные свидетелей и фото нарушения. — Авт.). Но хочу заметить, что случаи бывают разные и делать скоропалительные выводы тоже не следует.


Право на права


Еще один миф. Якобы водительских прав лишают по любому поводу. Даже за мелкую провинность, например, незначительное ДТП, совершенное в тесном дворике. Однако, по словам сотрудников ГАИ, и это не так. Водительские права изымают, по статистике, всего у 11 из 100 виновников аварии. Жестко наказывают в первую очередь автомобилистов, совершивших дорожно–транспортные происшествия, в которых погибли и пострадали люди.


— Но я лично знаю несколько водителей, у которых забрали водительское удостоверение за то, что они дважды в течение года попались на превышении скорости, — пожаловался представитель «Вольво»–клуба. — На трассе, допустим, стараешься как можно быстрее совершить обгон, вот и давишь на педаль газа. А как быть иначе? Согласитесь, мало удовольствия ехать за чадящей фурой, которая движется со скоростью 85 километров в час.


— Покупайте БМВ, у него отличный фильтр салонного воздуха, — поиронизировали ребята из БМВ–клуба.


Но шутки шутками, а проблема лишения прав волнует многих. Как не потерять водительскую «корочку»? Ведь на дороге бывают разные ситуации и трактовать их можно двояко. Бывает, водители нарушают правила неосознанно. Конечно, это не оправдывает вины, но разве нельзя считать признание неправоты в отдельных случаях смягчающим обстоятельством?


— Когда инспектора ДПС штрафуют за серьезное нарушение в первый раз, читай — уже предупреждают, — подключился к разговору начальник Минской ГАИ Дмитрий Корзюк. — Ведь обгон на большой скорости — осознанное нарушение, которое может привести к тяжелым последствиям. Здесь разночтений быть не может.


Приятной неожиданностью стало то, что водители легко нашли общий язык с руководством ГАИ. Признаюсь, были опасения: вдруг кто–то начнет спекулировать на теме, предлагать неосуществимые идеи? Однако этого не случилось. Не было и формальных ответов со стороны ГАИ, к каждому предложению автомобилистов прислушивались и обстоятельно перечисляли аргументы «за» и «против». Даже если ответ был очевиден.


— Это мой выбор — пристегиваться или нет. Разрешите ездить без ремней безопасности! — потребовал один из участников акции.


— По сути, вы просите разрешить курить над ведром с бензином да еще прописать это в правилах пожарной безопасности, — провел аналогию начальник отдела УГАИ МВД Анатолий Сушко. — Непристегнутый водитель в момент столкновения теряет управление, и машина выходит из–под контроля. По какой траектории она продолжит движение? Так что речь идет не только о вашей безопасности, но и окружающих.


Безбарьерная среда


Лучше всех в прошлый раз подготовились велосипедисты — они предложили целую программу по оптимизации велодвижения. Ребята вновь пришли на встречу. Вопрос безопасности их беспокоит и небезосновательно: за 5 месяцев 2008–го совершено 120 наездов на велосипедистов. Погибли 8 человек, 50 ранены. Да, ДТП с участием «байков» стало меньше по сравнению с теми же месяцами прошлого года — на 34,8%, но проблема есть. И ее нужно решать комплексно. Как это лучше сделать, обсуждали на встрече в минувшую пятницу.


— При проектировании новых микрорайонов Лебяжий, Каменная Горка будут учитываться интересы велосипедистов, а около зданий Минской ГАИ и Национального банка скоро появятся велопарковки, — пообещали руководители Госавтоинспекции.


— Но этого мало, — не отставали велосипедисты. — Нужно менять высокие бордюры на низкие. Создавать безбарьерную среду!


— Вы правы, — признал Александр Менделев. — Инженеры по организации дорожного движения ГАИ обследуют проблемные в этом плане участки. Но и вы помогайте нам.


О культуре вождения говорили и скутеристы. Они предложили дать возможность обладателям мотороллеров сдать на водительские права категории «А» экстерном. Это стало бы стимулом для многих наездников двухколесных машинок, которые не имеют ни малейшего понятия о правилах, взять в руки книжку с ПДД.


— Почему бы и нет! — задумался Александр Менделев. — Главное, чтобы это не шло вразрез с законодательством. Вашу идею обязательно рассмотрим.


Инициатива доказуема


Большинство представителей автоклубов, побывавших на первой встрече, пришли и сейчас. Симптоматично! Значит, диалог в прошлый раз показался им интересным, а сама акция хорошим способом решения дорожных проблем? К тому же присоединились новые клубы, которые быстро вошли в курс дела и по–деловому перечислили свои инициативы. Ребята из «Рено»–клуба, например, предложили разрешить поворачивать при красном свете направо (как, к примеру, в некоторых странах Европы). Так можно решить проблему с заторами. Представители «Пежо»–клуба выступили за упрощение уплаты штрафов: по их мнению, инспектора могли бы выдавать чек, который можно оплатить в любом отделении банка, и одновременно заносили нарушителя в базу данных, а не забирали права. «Ауди»–клуб настоял на установке на въезде в город измерителей скорости со световым табло. Так водитель был бы предупрежден: мол, не превышай! Все это в ГАИ пообещали взять на карандаш.


У «Хундай»–клуба были идеи насчет прохождения техосмотра. Зачем из–за мелких недочетов, которые несложно устранить, второй раз стоять в очереди?


— В этом есть смысл, — согласился директор «Белтехосмотра» Анатолий Пашкевич. — Мы даже разработали документ, который бы разрешал ввести допуск к движению в двух случаях: исправен без замечаний и исправен с небольшими замечаниями, перечень которых особо оговорен (мелкие неисправности, которые может устранить сам автовладелец). Но, к сожалению, нужно менять правовую основу, а это огромный объем работы. Хотя в Литве похожая система действует. Думаю, в перспективе она будет работать и у нас.


* * *


— Мы прекрасно понимаем, что штрафы и наказания не дадут нужного эффекта. Для нас гораздо важнее найти понимание с автомобилистами, компромисс. Тогда и спокойствие на дорогах гарантировано, — подытожил итоги встречи Александр Менделев. — Во время грамотно построенной дискуссии многое становится на свои места!


Александр ТУМАР, «СБ».


В Гомеле


Кроме прямого общения с офицерами ГАИ и представителями страховых фирм, автомобилистам предложили ответить на вопросы анкеты. Мнения были высказаны очень разные. Кто–то требовал отменить преимущество пешеходов на переходах, ввести ответственность за пользование мобильниками на дороге и вообще обучить правилам дорожного движения. Кто–то ратовал за введение гибкой системы лишения водительского удостоверения на срок от одного дня и больше. Были предложения увеличить до 21 года возрастной ценз при сдаче на права.


Большинство гомельских водителей, принявших участие в акции, полагает, что ПДД не нуждаются в изменениях. А одним из способов улучшения ситуации на дорогах водители видят в повышении качества дорог. Руководству областной ГАИ предстоит проанализировать рекомендации, постараться найти в них рациональное зерно.


Андрей НОВИКОВ, «СБ».


В Гродно


Обсуждали проблемы автоспорта. Увы, постоянной площадки для захватывающих дух гонок у автопилотов нет. Им выделили временную арену возле пригородной деревни Понемунь.


— Но нам важно иметь постоянное место с хорошим асфальтовым покрытием, ведь это экстремальные гонки, — сказал судья по автоспорту Алексей Гончаров. — Здесь мы выплескиваем адреналин, зато на дорогах потом ездим спокойно. Соревнования дисциплинируют водителей и повышают мастерство.


Оказалось, начальник Госавтоинспекции УВД Гродненского облисполкома Николай Карабан в курсе проблем автоспортсменов. Пообещал помочь. О наболевшем говорили и водители маршруток, легковых такси, автолюбители и пешеходы. Ответы они получили от сотрудников Госавтоинспекции, «Белтехосмотра», Белгосстраха, дорожных служб.


Иосиф ПОПКО, «СБ».


В Могилеве


Владельцев скутеров пригласили в экзаменационный класс, чтобы проверить, знают ли они правила дорожного движения. Увы, лишь один человек смог ответить на все вопросы. У многих оказались не на высоте даже навыки вождения! Встреча показала, что сотрудникам ГАИ предстоит большая работа.


А директор Могилевской областной автошколы Белорусского общества автомотолюбителей Владимир Клец пригласил скутеристов потренироваться в компьютерных классах, подучить билеты. В свою очередь, гости засыпали специалистов, сотрудников ГАИ вопросами: почему скутеры в Могилеве продают полулегально и сертификаты на них «левые»? Почему нет ремонтных мастерских, а страховые фирмы отказываются страховать двухколесный транспорт, хотя воруют его часто? Все эти проблемы предстоит решать.


Ирина МЕНДЕЛЕВА, «СБ».


В Витебске


Встреча затянулась до позднего вечера.


— Складывается впечатление, что в автошколах учат не ездить, а сдавать экзамен в ГАИ, — посетовал начальник УГАИ УВД Витебского облисполкома Сергей Моторенок. — И новоиспеченные водители почему–то до сих пор на дорогах чувствуют какую–то безнаказанность. Мол, права только получили, все равно отбирать не станете. Поверьте, с завтрашнего дня ситуация изменится. Новичков мы призовем к порядку, а автошкол, которые не могут готовить дисциплинированных автолюбителей, просто не должно существовать.


Впрочем, у представителей автошкол нашлось несколько контраргументов: после внутреннего экзамена порой до полутора месяцев приходится ждать экзамена в ГАИ. А от инспекторов поступает мало методических материалов, где бы конкретно разбиралось, как избежать того или иного ДТП.


Руководство областной ГАИ признало: чтобы уменьшить очереди при сдаче экзаменов, необходимо увеличить штат работников. Это планируется сделать в ближайшее время в Новополоцке и Витебске. А над созданием качественных пособий в ГАИ не против поработать сообща.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter