Наобум к облакам

Именно так взлетают  зачастую  сверхлегкие  воздушные  суда  и  далеко  не  всегда  благополучно приземляются.  Почему?

Именно так взлетают  зачастую  сверхлегкие  воздушные  суда  и  далеко  не  всегда  благополучно приземляются.  Почему?

Из  летной  практики  последнего  десятилетия 

Только некоторые факты…

26 июля 1997 года. Во время тренировочного полета при подготовке к выступлению на авиасалоне сверхлегкой авиации в г. Щучине на судне «ЛАК-16МД» пилот Александр Спиркин нарушил безопасную высоту полета, допустил, как утверждают специалисты, воздушное хулиганство. Это привело к столкновению воздушного судна с землей и  гибели пилота. 

16 мая 1998 года. Согласно полетному заданию экипаж сверхлегкого летательного аппарата «МИР-23» в составе пилота-любителя Сергея Мятлева и наблюдателя Игоря Зиновьева должен был совершить перелет из Минска в Брест для участия в фестивале «СЛА-98». При выполнении взлета с аэродрома Боровая произошло сваливание самолета на левое крыло и падение с высоты 20—30 метров. В результате падения воздушное судно полностью разрушилось. Его капитан Мятлев от полученных травм скончался, а член экипажа Зиновьев получил незначительные травмы. 

1 ноября 1998 года. Командир воздушного судна Юрий Галичин на своем «Икарусе-1» в районе аэропорта Минск-1 выполнял облет на предмет освидетельствования в Белорусской федерации сверхлегкой авиации. В процессе полета самолет снизился и столкнулся с землей. В результате авиапроисшествия разрушены подвеска опорной рамы, передняя опора шасси, левая стойка основного шасси, левая консоль крыла… 

5 сентября 1999 года. При выполнении буксировочных полетов за дельтолетом вблизи деревни Малиновки Минского района погиб президент Белорусской федерации сверхлегкой авиации Феликс Пастушенок. 

2 ноября 1999 года. В районе города Щучина при выполнении полетов на самолете «Санта» произошла катастрофа, в результате которой погибли начальник местного АСТК «Вираж»—пилот-инструктор В. Журавлев и член этого клуба – наблюдатель И. Гайдукевич. Причиной катастрофы явилось сочетание ряда факторов: выполнение полета из задней кабины, на что капитан не имел допуска, грубое нарушение требований Воздушного кодекса и т. д. 

12 июня 2004 года. При выполнении авиационно-химических работ самолетом «Авиатика» произошел отказ двигателя из-за его перегрева. Приземлился пилот А. Дробов вне посадочной площадки. Экипаж не пострадал, самолет получил повреждение конструкции. 

6 мая 2006 года. В районе г. Пружаны (посадочная площадка Большие Яковичи) потерпел катастрофу сверхлегкий летательный аппарат – дельталет «Аэрос». Это произошло во время проведения фестиваля «Славянское возрождение-2006» и чемпионата Республики Беларусь по дельталетному спорту. При несанкционированном взлете и выполнении элементов высшего пилотажа произошло сваливание летательного аппарата и его разрушение в воздухе на высоте 159 метров.  Пилот погиб. 

Печальный итог десятилетия: со сверхлегкими летательными аппаратами произошло 14 авиационных происшествий (из них два в минувшем году), в результате которых погибли 11 человек. 

Фиаско «Ариэли»

А теперь детально проанализируем последнюю катастрофу, произошедшую с воздушным судном такого класса. Недавно по этому поводу прошло судебное разбирательство. 

Летчики, как и разведчики, бывшими не бывают. Даже если и не могут летать, тоскуют по небу, взлетам и посадкам. Иван Шашков не был тому исключением. Он, военный летчик, совершил немало полетов, когда служил в армии. Уволился в запас, стал жить сугубо гражданской жизнью, но все равно манило небо. Поэтому он не только стал членом Белорусской федерации сверхлегкой авиации, но и являлся в ней председателем технической комиссии. 

Будучи руководителем кружка «Самолет», который функционировал в Доме творчества одного из районов Минска, Шашков решил построить очередной, уже третий по счету, сверхлегкий летательный аппарат, получивший название «Ариэль». Для этого понадобилось несколько лет кропотливого труда. Руководитель кружка самостоятельно делал расчеты, искал и покупал необходимые материалы, изготавливал из них детали самолета. Несколько кружковцев, чем могли, ему в этом помогали.  Сердцем «Ариэли» стал двигатель 1988 года изготовления от японской автомашины «субару», прошедший капитальный ремонт. 

Сам Шашков и провоционного происшествия явилось сочетание многих факторов. Комиссия Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в своем заключении по результатам расследования данного авиационного происшествия особо отметила, что  удостоверение о годности к полетам на воздушное судно «Ариэль» выдано с грубым нарушением предъявляемых требований. Это стало основанием для привлечения председателя Белорусской федерации сверхлегкой авиации В. Александренко к уголовной ответственности. Уголовное дело расследовал следователь-криминалист Белорусской транспортной прокуратуры Антон Пупа. 

Суд Минского района и г. Заславля установил, что В. Александренко после получения заявки и документов на сертификацию воздушного судна любительской конструкции «Ариэль», изготовленного И. Шашковым, в нарушение требований «Авиационных правил сертификации планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов» не принял мер и не назначил экспертную комиссию для проведения сертификации данного воздушного судна. В результате наземные испытания самолета проводились И. Шашковым самостоятельно, а составленные им акты были утверждены председателем федерации. Невзирая на отсутствие заключения экспертной комиссии о положительных результатах наземных и летных испытаний самолета «Ариэль» Александренко подписал сертификат (удостоверение) летной годности № 67, который был зарезервирован в Государственном реестре воздушных судов Республики Беларусь, и выдал Шашкову копию данного удостоверения. Александренко ссылался в суде, что данное удостоверение выдал без прохождения всех необходимых испытаний в связи с тем, что необходимо было разместить «Ариэль» на аэродроме МЧС. Суд счел, что изготовление удостоверения о годности к полетам и выдача его копии Шашкову состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями, так как это позволило пилоту получить разрешение на использование воздушного пространства для осуществления полета, который оказался трагическим. 

Владимир Александренко признан виновным в ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшем по неосторожности смерть человека. Он приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. 

Чтоб  количество  взлетов  равнялось  количеству  посадок

— В среде авиаторов, — рассказывает первый заместитель Белорусского транспортного прокурора Вадим Алекаев, — широкое хождение получила такая шутка. Когда Бог на земле устанавливал дисциплину и порядок, летчиков это не коснулось: они были в воздухе. К сожалению, в этой шутке лишь доля шутки, особенно если речь идет о положении дел в Белорусской федерации сверхлегкой авиации. Не случайно Белорусская транспортная прокуратура ранее вносила председателю Государственного комитета по авиации Республики Беларусь представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего использование воздушного пространства и деятельность легкой и сверхлегкой авиации. В нем указывалось на необходимость установления действенного контроля за использованием воздушного пространства общественными организациями, имеющими воздушные суда и осуществляющими авиационную деятельность. Первый ответ на представление мы получили формальный. Настояли на том, чтобы Госкомитет по авиации рассмотрел наше представление вторично. На сей раз нас уведомили, что комитетом разработан план мероприятий  по проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензионную деятельность в области авиации. В соответствии с этими мероприятиями были разработаны Авиационные правила сертификации планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатичных аппаратов. Данные правила регулируют правоотношения по легализации самодельных летательных аппаратов, тем не менее они не в полной мере регламентируют вопросы данного вида деятельности и организации контроля за ней со стороны государства. 

Из анализа происшествий в июле и августе минувшего года со сверхлегкими летательными аппаратами, при которых погибли пилоты-любители В. Юловский и И. Шашков, видно, что личная недисциплинированность пилотов порождалась в том числе и по причине недостаточного контроля в части обеспечения безопасности полетов специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и создаваемыми им  инспекторскими органами. Взлет тем же Шашковым был произведен незаконно, не обеспечивался контроль за техникой пилотирования и состоянием здоровья пилота. Должностные лица аэродрома Боровая обязаны были принять меры к недопущению таких полетов. Пилоты БФ СЛА, в том числе и погибший И. Шашков, на договорной основе осуществляли стоянку своих ВС на аэродроме Боровая и самостоятельно производили с него полеты. Однако в заявках на использование воздушного пространства указывали местом взлета населенный пункт Валерьяново, находящийся рядом. 

Результаты проверки деятельности БФ СЛА показали, что по всем позициям требований Авиационные правила в федерации не выполняются, в связи с чем безопасность полетов заведомо не может быть обеспечена и подобные происшествия в будущем не исключены. Поэтому директору Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Белорусской транспортной прокуратурой недавно внесено представление об устранении выявленных нарушений и принятии мер по совершенствованию законодательства, регламентирующего безопасность полетов сверхлегких воздушных судов, а руководству БФ СЛА – соответствующее предписание. 

Уже есть первые подтверждения того, что порядок в сверхлегкой авиации наводится. Хочется надеяться, что впредь постоянно количество взлетов будет равняться количеству посадок и не случится больше никаких авиационных катастроф. 

На снимке: такое жалкое зрелище представлял самолет «Ариэль»  после падения на территорию воинской части. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter