В Минске проходит IV Международная конференция «Нано-2014»

Нановелосипед к Нобелю не покатит

В Минске проходит IV Международная конференция «Нано-2014»
В Стокгольме озвучивают имена Нобелевских лауреатов этого года. А в Минске в эти дни свой научный симпозиум – IV Международная конференция «Нано-2014». Почетный гость здесь – наш земляк, вице-президент Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов. Три дня ученые Беларуси, России и Украины обсуждают возможности внедрения инноваций в производство или, если говорить проще, применения теории на практике.


Словом, наилучшее время, чтобы взглянуть по сторонам и подумать: а какие плюсы мы сегодня имеем от достижения нашей современной науки?


На конференции в Минске этот вопрос чуть сузили, пытаясь объяснить, как нанотехнологии изменяют нашу жизнь. Жорес Алферов считает, что именно этому сейчас нужно уделять наибольшее внимание, тем более что, по его мнению, в Беларуси довольно высокий уровень научных разработок.


Впрочем, Алферов не в первый раз, да и не первый, кто хвалит Беларусь за достижения в науке. Умалять работу ученых, конечно, нельзя. Но не перехваливают ли нас и мы себя?


В стране действительно из госбюджета выделяются огромные деньги на развитие науки, поддержание молодых ученых и талантливой молодежи. Наука не остается в долгу. Буквально в сентябре Национальная академия наук для стратегии развития экономики Беларуси до 2030 года предложила Правительству пути перехода на шестой, самый высокий технологический уклад. Под эту стратегию НАН Беларуси предварительно отобрала 22 проекта. Среди них — построение инновационного образования, белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», кластер «БелБиоград».


Но, согласитесь, это пока все так далеко от обычного потребителя. Когда говорят о практичности науки и ее конкретных результатах, хочется посмотреть на робота-помощника, подержать в руках новое удобное электронное устройство или вылечиться от тяжелой болезни с помощью современного и эффективного лекарства. Где же все это с пометкой «сделано в Беларуси»?


Тем временем пока в Минске говорят об очередных находках родной ученой братии, где-то за океаном, на Западе и даже на Востоке, производят современнейшие телевизоры, ноутбуки и смартфоны. А это и есть то изменение жизни с помощью нанотехнологий и применение теории на практике, о которых говорил Алферов. Вот тут-то и получается, как сказали бы наблюдательные читатели, неувязочка: с одной стороны, Беларусь вроде как делает прорывы в науке, в том числе и в сфере нанотехнологий, но с другой – далеко не все еще дает практический результат, ощутимый для потребителя. Соревноваться с Южной Кореей или США в создании новых гаджетов – абсурд. В то же время наука ради науки – утопия для современного общества потребления.


Конечно, не стоит обвинять белорусскую науку в непрактичности. Иногда тем более она и вовсе ни при чем. Многие разработки белорусских ученых оказываются невостребованными: либо нет денег на их внедрение, либо импортные аналоги дешевле даже с учетом доставки в Беларусь. Зачем тратить деньги на изобретение велосипеда? Импортозамещение – дело хорошее, но не всегда выгодное. Так может быть, лучше сосредоточиться на создании чего-то своего, уникального.


Для уникального и передового нужны свежие, молодые мозги. С этим в Беларуси, к счастью, проблем нет. Даже среди лауреатов специальной премии Алферова есть школьник из Любани. Но только после получения премии стремительно развиваться они не стали – рады бы, да негде. Во всем мире при университетах есть многочисленные исследовательские лаборатории – это там делаются многие сенсационные открытия. У многих же наших студентов для этого просто нет условий – они сначала должны получить диплом, окончательно устать от скучной науки в теории, а уже потом, устроившись на работу, начать свою исследовательскую деятельность. Пусть даже и в Парке высоких технологий.


Практичность науки во многом обусловлена и экономической выгодой, то есть тем, можно ли на новой разработке или научном открытии заработать. «Ученые должны тесно сотрудничать с бизнесменами», — советует и Жорес Алферов. У нас же ученый — «сам себе бизнесмен»: изобрел что-то – сам же написал бизнес-план, сам же нашел производство, где это можно внедрить.


Один факт вне темы сегодняшней дискуссии: пока в списке Нобелевских лауреатов последних лет нет белорусских ученых. А стало быть, и нет повода для мировых аплодисментов.


Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»


mizkevich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter