МАРТ проверит скидочные акции

Нам всё по рублю!

Чем ближе рождественские и новогодние праздники, тем ярче и разнообразнее реклама всевозможных акций, небывалых скидок и финальных распродаж. Вот только всему ли верить? Министерство антимонопольного регулирования и торговли, заявила замминистра Ирина Наркевич, возьмет под жесткий контроль информацию о скидочных акциях, которая «должна быть честной и добросовестной». Проект закона о противодействии монополии и недобросовестной конкуренции направлен в Парламент. Одна из его статей предусматривает штрафные санкции за введение покупателя в заблуждение в отношении качества, количества товара, его цены и скидок. У МАРТ появится новый инструмент воздействия на уловки продавцов.

И работы, признаться, немало. Большинство из нас покупается на скидки. Возьмешь, например, в крупном универмаге перчатки со скидкой 20%, а через два дня обнаруживаешь такие же, только в полтора раза дешевле, в другом магазине. Это самый распространенный прием — поднять цену за счет высокой надбавки, а затем эффектно ее снизить. Работает безупречно. Поскольку, как говорят психологи, среднестатистический человек запоминает не более 30 цен на ходовые товары.

Продуктовые магазины грешат другим. Вес и емкость акционной еды частенько оказываются заниженными. Скажем, гречка на скидках будет расфасована по 750 граммов, а не по 800 — 900, как на прилавке. И, кстати, МАРТ требование указывать цену за единицу меры пока не сделало обязательным. Это всего лишь рекомендация. Значит, такие акции будут продолжать устраивать. Еще один ловкий прием описала Надежда Денисенко из Речицы, которая приобрела дисконтную карту крупной торговой сети. «Когда покупаешь их карту, — возмущается читательница, — к ней прилагается программа скидок, из которой следует, что дешевле можно взять почти все. Однако проходит некоторое время, и скидок становится все меньше. Сначала из программы исключают товары по красной цене, затем молочные продукты, сахар и все, что меньше определенной суммы. Зачем нужна такая карта?»

А в ОО «Белорусское общество защиты потребителей», по словам председателя его Минской городской организации Василия Паринова, аншлаг покупателей импортной обуви из Юго–Восточной Азии со скидкой. Продавец отказывается принимать обратно брак, ссылаясь на снижение цены. Мол, видели, что брали... К слову, это прямое нарушение прав потребителей. Купилась на скидки и Ирина из Минска. Она в деревне неподалеку от города строит дом, точнее, строила, а теперь ходит в РУВД, суд, общество защиты прав потребителей. Продавец газосиликатных блоков из Заславля сулил 30% скидки от среднерыночной цены. И даже первую партию товара привез без обмана. А вот с получением второй вышла неувязка. Оказывается, чтобы выйти на супернизкие цены, торговец и его поставщик пользовались крупной дисконтной скидкой завода–изготовителя, но до тех пор, пока их деятельность не оказалась в поле зрения проверяющих органов. Схема развалилась. Покупатели (а это десятки человек) оказались и без денег, и без материалов. Остается добавить, что конец года — традиционное время сбыта залежалого товара. Особенно изделий, цена которых наркотически зависит от эффекта «новизны» — это цифровая электроника, мобильные гаджеты, крупная и мелкая бытовая техника, одежда и даже автомобили. Именно из–за «старения» на такие товары чаще всего объявляют сезонные скидки.


«Скидки — хорошо обкатанный рыночный инструмент, но в Европе акции не пускают на самотек, регулируют», — замечает Ирина Наркевич. Например, если магазин объявляет о распродаже коллекции или ликвидации товаров в связи со своим закрытием, власти должны согласовать период распродаж и иметь подтверждение закрытия торгового объекта. Не дожидаясь принятия нового закона, замминистра МАРТ обещает реагировать на нарушения проведения предпраздничных акций. Штрафы могут достигать от 20 до 50 базовых величин. Ответственность за недостоверность информации о скидках распространяется и на владельцев сайтов, которые аккумулируют такую информацию, и продавцов, которые им ее предоставляют. А покупателям рекомендуем быть бдительными, чтобы потом не пожалеть о глупо потраченных деньгах, времени и нервах.

Отдел социальных проблем.

Советская Белоруссия № 233 (25115). Суббота, 3 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter