Двухэтажные автобусы с открытым верхом стали яркими символами популярных туристических городов — Парижа, Берлина, Мадрида. Корреспонденты «СОЮЗа» прокатились на этом модном транспорте в Москве и Минске и раскрыли секрет его популярности.
В Москве большие красные автобусы с открытым вторым этажом появились в 2012 году — тогда их было всего три, и прохожие нередко показывали на них пальцем. Сегодня эти машины уже никого не удивляют — в городе их курсирует 15 штук по двум маршрутам: красному в историческом центре вокруг Кремля и зеленому, ведущему к Воробьевым горам.
Сегодня по Москве курсируют 15 двухэтажных автобусов: по красному маршруту в историческом центре вокруг Кремля и зеленому,
ведущему к Воробьевым горам
Работают автобусы под брендом City Sightseeing — эта компания представлена в 35 странах мира. Ее генеральный представитель в России Сергей Лаврентьев говорит, что ежегодно в Москве их услугами пользуются около 500 тысяч человек. «К чемпионату мира по футболу мы специально закупили шесть новых автобусов, — рассказал он «СОЮЗу». — Послушать экскурсию через наушники можно на восьми языках: русском, английском, немецком, китайском и других».
На красном маршруте предусмотрено 16 остановок, а на зеленом — 27. Главной точкой выступает Болотная площадь — там можно пересесть с одной линии на другую. Купить билет на любой остановке можно у автобусного стюарда. Все они хорошо говорят по–английски и готовы ответить на любые вопросы.
Корреспонденты «СОЮЗа» сели в автобус на красной линии возле храма Христа Спасителя и сразу же были удивлены — за рулем огромной машины оказалась единственная в компании девушка–водитель. Стюардом на борту тоже работает девушка — ее зовут Мария Зеленова, туристов она сопровождает уже четыре года и работой довольна: постоянно в движении, знакомится с новыми людьми и сумела здорово напрактиковаться в английском языке. «На первом этаже чаще всего еду я одна, туристы же поднимаются наверх, — рассказывает Мария. — Больше всего гостей в выходные, иностранцев и россиян примерно поровну».
Мы поднялись на второй этаж. Окна там застеклены только в передней части, а вот сзади обзору ничего не мешает — поэтому и людей здесь больше всего. На город действительно получается взглянуть по–новому даже его жителю. Каждому пассажиру на входе выдают буклет с картой и наушники. Их достаточно вставить в специальный гаджет на сиденье, после чего останется выбрать подходящий язык и настроить комфортную громкость.
У ключевых достопримечательностей автобусы обычно останавливаются примерно на 10 минут — особенно это характерно для зеленой линии, где интервал движения составляет до 30 минут. Так что у туристов получается выйти, прогуляться, сделать фотографии, после чего продолжить путешествие.
Впрочем, билет дает право входить и выходить из автобусов неограниченное число раз в течение двух дней — именно столько он действует. Благодаря этому многие туристы используют экскурсионные автобусы еще и как общественный транспорт — зачем тратиться на метро, если можно прокатиться с ветерком на втором этаже?
СКОЛЬКО СТОИТ?
Цена взрослого билета на два дня составляет для россиян 1200 рублей, для иностранцев — 1900 рублей. А вот с белорусов возьмут столько же, сколько и с россиян. Действуют льготы для студентов, пенсионеров, инвалидов, детей и семей с детьми. При желании экскурсию на автобусе можно совместить с речной прогулкой на теплоходе — единый билет для взрослых стоит 1900 рублей.
Владимир Бибиков
bibikov@sb.by, Минск
НЕСКОЛЬКО лет назад на центральных улицах Минска появились ярко–красные двухэтажные автобусы для гостей города, желающих ознакомиться с его достопримечательностями. Фирме, которая взялась за новое дело, первую импортную машину пришлось серьезно ремонтировать, затем приобрели второй автобус. Экскурсии проходят четыре раза в день по расписанию, при этом остановки в ходе движения по белорусской столице не предусмотрены.
...В назначенное время приходим на площадь железнодорожного вокзала, где нас уже ожидает элегантный двухэтажный автобус. Заместитель директора предприятия Анастасия Павлова посвящает в подробности:
— Каждый наш посетитель может воспользоваться аудиогидом, «говорящим» на 8 наиболее востребованных языках: от русского до китайского. Главные наши клиенты конечно же россияне. Паспорта мы, естественно, ни у кого не спрашиваем, но по нашим наблюдениям на россиян приходится до 85 процентов поездок. Многие приезжают, например, в белорусские санатории, и, оставив в камере хранения чемоданы и сумки, с удовольствием отправляются в круговое путешествие по нашей столице протяженностью 40 километров. Отмечу, что с введением в Беларуси безвизового режима для иностранцев число экскурсантов из Италии, Франции, ФРГ и даже Аргентины заметно выросло.
В белорусской столице на россиян приходится до 85 процентов поездок в двухэтажных автобусах
Для взрослых поездка стоит 30 белорусских рублей, это чуть более 1000 российских рублей. Для детей удовольствие стоит вдвое дешевле, а если ребенку нет 7 лет, то с него денег вовсе не возьмут.
Пользуясь случаем, и мы напросились в поездку. С высоты второго этажа автобуса хорошо знакомые площадь Независимости и Дворец Республики, площадь Победы и даже высотная Национальная библиотека предстают несколько иначе. Кстати, маршрут и содержание комментариев утверждены Министерством спорта и туризма Беларуси. А каковы впечатления у наших соседей по автобусу?
— В такую жару прокатиться по городу в автобусе, открытом свежему ветру, одно удовольствие, — говорит москвичка Елена. — Минск хоть город и старинный, но выглядит очень современно. Экскурсия получилась «лаконичная», но очень содержательная. Спасибо!
Сейчас организаторы маршрута готовятся к II Европейским играм, которые пройдут в Минске в следующем году. А местные жители нередко заказывают веселый двухэтажный «кабриолет» для своих гостей из разных стран или для праздничных корпоративов.
Александр Мелешенко
meleshenko@rg.ru, Москва
Корреспонденты «СОЮЗа» обозрели Москву и Минск с высоты двухэтажного экскурсионного автобуса
Нам сверху видно все
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.