Нам скрывать нечего!

Государства — участники ДОВСЕ в поисках пути к общему знаменателю
Государства — участники ДОВСЕ в поисках пути к общему знаменателю

За время «холодной войны» в мире скопилось слишком много оружия. Его леденящее душу бряцание заставило тогдашних политиков всерьез задуматься о будущем земного шара. И вот он, знаковый момент! 15 лет назад страны — участницы Варшавского Договора и блока НАТО твердо решили: пора заканчивать с гонкой вооружений. Доказательством серьезности намерений противоборствующих лагерей стал Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Суть соглашения оказалась одновременно и простой, и сложной: требовалось привести в соответствие с новыми реалиями весь военный потенциал Европы. Каждой из стран был определен свой порог, отвечающий в первую очередь интересам обороноспособности. Милитаристские амбиции отошли на второй план. Причем, что особенно важно, процесс шел не бесконтрольно, а открыто. Беларусь присоединилась к договору в 1992 году. Тогда же было создано и Национальное агентство по контролю и инспекциям (НАКИ) Министерства обороны, которому ныне присвоен статус департамента.

Итоги многолетней работы и ближайшие перспективы обсуждались недавно на третьей венской конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ. Повод для встречи? Настало время внести существенные коррективы в договор. Разговор на эту тему, надо сказать, получился экспрессивным. Своими размышлениями по данному поводу с корреспондентом «СБ» поделился начальник НАКИ полковник Александр БУЖАН.

— Александр Иванович, на сегодняшний день участники ДОВСЕ, как известно, выполнили свои обязательства в области разоружения. Как это сказалось на состоянии общеевропейской безопасности?

— Позади, хотелось бы верить, навсегда, эпоха межблокового противостояния. Мы перешли, если можно так сказать, к качественно новому характеру отношений в сфере безопасности. Договор в этом процессе сыграл исключительную роль. Разумеется, существуют и иные международные соглашения в области военного сотрудничества, но ДОВСЕ, без сомнений, — один из наиболее важных документов. Благодаря достигнутому взаимопониманию фактор силы сегодня — не главное. Мы научились доверять друг другу. Потому и сумели заложить основы эффективной системы мер контроля над уровнем вооружений. О результативности верификационной (контрольной) работы лучше скажут цифры. За эти годы военные арсеналы стран — участниц договора сократились на 60 тысяч единиц вооружений и техники (танков, бронированных машин, артиллерийских установок, ударных вертолетов и боевых самолетов). Количество военнослужащих также уменьшилось почти в два раза. Когда никто никому не угрожает, это и есть основная гарантия безопасности.

— Тем не менее появились новые темы для разговора...

— Объясню, почему. В последнее время военно–политическая обстановка в Европе существенно изменилась. Во многих своих аспектах нынешний ДОВСЕ уже неприменим. Существует проект адаптированного договора, содержащий ряд принципиальных моментов. Во–первых, проект дает возможность расширить коалицию за счет других государств, скажем, новых членов НАТО: Литвы, Латвии, Эстонии и Словении. На данный момент, как вы сами понимаете, эти страны свободно могут размещать на своих территориях неограниченное количество техники и оружия. Во–вторых, пришла пора пересмотреть предельно допустимые уровни вооружений в регионах, соседствующих с «горячими точками» или ставших таковыми. Взять хотя бы Северо–Кавказский округ России. Очевидно, что наши соседи должны укрепить свои позиции на этом направлении. И, кроме всего прочего, адаптированный вариант договора содержит более жесткие требования к контролю над транзитом вооружения и военной техники, участием стран в миротворческих операциях и военных учениях. Соответствующая информация должна предоставляться всеми государствами без исключения. Чего греха таить, некоторых такая постановка вопроса не устраивает. Поэтому и диалог получился непростым, местами даже острым.

— В чем же, как говорится, камень преткновения?

— На суд участников форума было представлено три проекта итоговой резолюции. Россия, в частности, при поддержке Беларуси настаивала на скорейшем выполнении стамбульских обязательств, принятых участниками ДОВСЕ в 1999 году. А речь в Стамбуле шла именно о скорейшей ратификации адаптированного проекта. Затягивание этого процесса, подчеркнул в своем выступлении на третьей конференции постоянный представитель Беларуси в ОБСЕ Александр Сычев (он же — глава белорусской делегации), грозит превращением ДОВСЕ в реликт «холодной войны» и серьезным ослаблением созданной общими усилиями сбалансированной основы европейской безопасности. Чтобы этого не произошло, необходимо создать равные условия для всех. Та же Литва, допустим, под условия ДОВСЕ не подпадает. Между тем на ее территории дислоцируются подразделения НАТО, а одно время ежегодно вблизи белорусской границы проводились учения бригады итальянских альпийских стрелков.

Проект 20 стран НАТО, откровенно говоря, был похож на ультиматум. Дескать,

пока последний российский солдат не уйдет из Грузии и Приднестровья, о ратификации не может быть и речи. Россия, однако, напомнила: в этих двух странах остались только миротворческие силы. Германия и Франция, в свою очередь, предложили определить сроки вывода российского контингента и параллельно этому процессу приступить к ратификации, но в конечном итоге присоединились к большинству натовцев. К ним примкнули и государства ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова). После бурных дебатов единая резолюция, к сожалению, так и не была принята.

— Выходит, решение вопроса откладывается на неопределенное время?

— Как минимум на пять лет — до следующей конференции. Но это не означает застой. Переговоры будут вестись на уровне рабочих групп. Будет продолжаться обмен инспекциями. Несмотря на возникшие разногласия, сдавать завоеванные позиции мы не можем.

— Кстати, не так давно нас инспектировали французские эксперты. Остались ли гости удовлетворены?

— Вполне. Проверялся батальон обеспечения учебного процесса Военной академии. Заявленное количество оружия и техники совпало с их фактическим количеством. Кстати, в этом году это уже четвертая международная инспекция.

— Ну а случается ли делать замечания нашим контролерам во время ответных визитов?

— Как правило, серьезных нарушений фиксировать не приходится. В этом смысле все страны ДОВСЕ дорожат репутацией. В мае вместе с россиянами мы побывали с инспекциями в Бельгии, Нидерландах и Франции. Обязательства в области контроля над вооружениями выполняются этими странами неукоснительно. Подтасовка, предвижу ваш вопрос, исключена. Информация о предмете проверок предоставляется за несколько дней до визита. А вот инспекторы сообщают о выбранном ими объекте лишь через час после прибытия. Возникают вопросы только в тех случаях, когда техника и личный состав перебрасываются из страны в страну. Здесь приходится верить на слово, а должно быть все, официально говоря, по протоколу. Обновленный ДОВСЕ и призван внести ясность в эту ситуацию. Беларусь в данном случае ратует только за одно: вести диалог с соседями по европейскому дому с открытым забралом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter