70-летие образования КНР – хороший повод оценить достижения в отношениях Беларуси и Китая

Нам предопределено стать логистическим хабом инициативы «Пояс и путь»

1 октября 1949 года Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики. 70 лет нового Китая — это путь превращения из отсталой сельскохозяйственной страны в мировую державу. 

ФОТО: EPA-EFE.

По словам посла Китая в Беларуси Цуй Цимина, Китай и Беларусь учатся друг у друга, поддерживают друг друга и помогают в развитии и строительстве своих стран. «Под руководством и при личном внимании Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Беларуси Александра Лукашенко двусторонние отношения сохраняют высокий и стабильный уровень и находятся на лучшем этапе развития в истории», — подчеркнул посол.

Об этом наш корреспондент поговорила с Чрезвычайным и Полномочным Послом нашей страны в Китайской Народной Республике Кириллом Рудым.

— Кирилл Валентинович! Беларусь и Китай установили всеобъемлющее стратегическое партнерство. Очень часто можно услышать от политологов, что наши страны открыли «новую эру» двусторонних отношений. Что нас связывает с державой номер один в мире (если учитывать ВВП Китая по паритету покупательной способности) и чем обусловлен переход в «новую эру»?

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.
— Белорусско‑китайские отношения — большая загадка. Мы разные по масштабам и динамике, экономике и культуре. Мы похожи в политике, мировоззрении, взглядах на историю. Различиями мы дополняем друг друга, сходствами развиваем отношения. «Новая эра» в сотрудничестве началась в сентябре 2016 года с визита Главы белорусского государства в КНР. Это открыло дорогу к ежегодным встречам на высшем и высоком уровнях, активизации ведомственного и регионального сотрудничества, увеличению взаимных потоков товаров, услуг и капитала. За 3 года «новой эры» наши отношения выросли, подтянулись и другие страны, мы и мир изменились, поэтому можно уже начинать очередную «новую эру».

— Перефразируя известное выражение, современную политику можно назвать искусством маркетинга. Овладели ли белорусские предприятия этим искусством продвижения на китайский рынок?

— Сегодня весь мир торгует с Китаем. Он главный торговый партнер для более 120 стран. Постепенно рушатся стереотипы, приходит понимание, что в Китай можно и нужно продавать. За 3 года число белорусских экспортеров в Китай выросло со 145 до 287, в т.ч. выросло число частных белорусских компаний, экспортирующих в Китай, — с 75 до 159. Что касается форм работы, то быстрый эффект дают выставки, форумы и презентации. Но основную и долгосрочную выгоду от экспорта дает открытие в Китае белорусских представительств, павильонов, электронных магазинов, продвижение своего бренда. Пока белорусские предприятия освоили первую форму, переходят ко второй.

Есть и разные входы в Китай: и через аккредитацию товаров, и через электронную торговлю (которая составляет уже четверть продаж всех потребительских товаров в КНР), и через Гонконг, и через приграничную торговлю с Россией и Казахстаном. В прошлом году объем нашего экспорта в Китай превысил 900 млн долларов. Растет экспорт товаров: в 2018 году на 128%, за 7 месяцев 2019 года — на 181%. Появляются новые товарные позиции. Есть потенциал и в экспорте наших услуг в Китай — транспортных, туристических, образовательных, культурных, IT.

ФОТО  БЕЛТА.

— Как помогли белорусским экспортерам контейнерные перевозки в рамках инициативы «Один пояс, один путь»?

— Да, железнодорожные контейнерные перевозки стали одним из стимулов для экспорта наших транспортных услуг и сельхозпродукции. Но потенциал не исчерпан. Торговая война США и КНР ведет к изменению торговых маршрутов и рынков. Китай в будущем будет все больше ориентироваться на Европу и в технологиях, и в инвестициях, и в торговле. Беларусь — транзитная страна. Нам географически и политически предопределено стать логистическим хабом инициативы «Пояс и путь». При этом речь не только о железнодорожных, но и автомобильных перевозках.

— От простой торговли необходимо переходить к углубленной промышленной кооперации. Как справляется с этими задачами парк «Великий камень»?

— Парк «Великий камень» лучше посетить, чем говорить о нем. Там уже есть действующие производства, логистика, выставочный комплекс, отель, жилые дома, инфраструктура. Этот проект состоялся. В прошлом году он привлек половину всех прямых инвестиций, которые пришли из Китая. При этом прямые китайские инвестиции на чистой основе за прошлый год выросли в 3 раза. В июле этого года там прошел крупный инвестиционный форум, который показал вектор развития парка как международного, «зеленого», высокотехнологичного, индустриального смарт‑города. Примеры промышленной кооперации есть как в парке (МАЗ — «Вэйчай», МАЗ — «Зумлион», «Белкоммунмаш» — «Синьчжу»), так и за пределами парка (БЕЛАЗ — «Джили», «Горизонт» — «Мидеа», МЗКТ — «Санцзян»). По вопросу взаимной вовлеченности здесь есть специфика. Китай в мире в основном инвестирует в акции, покупает готовые компании, у нас — в проекты «гринфилд», из которых возникают промышленные связи. 

— Реальная конкурентоспособность Беларуси в мире во многом зависит от развития сферы высоких технологий. Как Китай, который сейчас можно назвать высокотехнологичной страной, участвует в развитии цифровой экономики Беларуси?

— Это очень актуальный вопрос. КНР сегодня вторая цифровая экономика в мире. Она сделала приоритетом искусственный интеллект, автоматизацию не только в бизнесе и госуправлении, но и в жизни людей. Попадая в Китай сегодня, испытываешь культурный шок: кругом безналичная среда, появляются проходы в метро по сканированию лица, магазины и кафе без продавцов, беспилотные «автолавки» в парках, безлюдные производства, склады и гигантские морские порты. Эта сфера, безусловно, станет новым приоритетом в нашем сотрудничестве. В 2020 году планируются проведение в Беларуси белорусско‑китайского IT‑форума, большее вовлечение парка «Великий камень» в эту сферу, а ПВТ — в Китай. Опыт Китая в цифровой экономике полезен для Беларуси: в развитии инфраструктуры, образования, науки, стандартов, экосистемы, интеграции во все отрасли и сферы жизни.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Роза Турарбекова, политолог:
ФОТО NMNBY.EU

— Китай инвестирует в различные проекты и предлагает кредитные линии на перспективные инновационные направления. Для многих предприятий это открывает новые возможности. 

Но отдельно, конечно, нужно упомянуть наше участие в инициативе «Пояс и путь». Беларусь в ней, на мой взгляд, играет роль восточноевропейской опоры для китайской политики. У нас создано несколько Институтов Конфуция, на обучение приезжает много китайских студентов, магистрантов, докторантов, и взаимно — белорусы также едут на обучение в Поднебесную. 

Китайская мечта выходит на глобальный уровень

Очевидные успехи Китая заставляют переосмыслить роль этой страны для всех и каждого в геополитике. В этом году это было ярко видно в США, которые впервые признали Китай как главный вызов своему статусу сверхдержавы. Речь идет не только об экономике. Речь идет о новой конкурирующей глобальной модели, которую способен предложить Китай. 


70 лет развития Китая показали успешность этой модели. Китай провел реформы, развил у себя рыночную экономику с китайской спецификой, сформировал среднезажиточное общество. Включение в Конституцию КНР идеи Си Цзиньпина о «социализме с китайской спецификой новой эпохи» означает, что «китайская мечта» выходит на глобальный уровень. 

Но это не только достижение, но и вызов. Идею этой новой китайской модели, которая живет внутри Китая, надо оформить так, чтобы она стала понятна для всего мира. По сути, речь идет о том, что такое мировая интеграция Китая.

Китай честен в своей позиции. Председатель Си Цзиньпин говорит, что будет делать только то, что выбрано самим китайским народом и что отвечает реальному положению и реальным интересам его страны. Но! Он также исходит из того, что может и хочет народ других стран. 

Китай говорит: нам важна экономическая целесообразность в отношениях. Если мы видим, что можем с вами сотрудничать и нам обоим будет хорошо, то нам неважно, какая у вас идеология и управленческая система.

Неважно, исповедуете вы европейские либеральные ценности, или у вас турецкий путь с османской спецификой, или у вас страна немножко с советским бэкграундом, или это Африка с трайбализмом... Но если Китай видит, что возможно экономическое сотрудничество, в котором вы выиграете и они выиграют, то это хорошее сотрудничество. Это «ловит мышей», это приносит вам и нам блага. И на этом основывается новый Шелковый путь Си Цзиньпина. 

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter