Как увеличить использование электроэнергии?

Нам нужен свой электротрактор

ГЛАВА государства не раз говорил: с пуском атомной электростанции у нас будут излишки электроэнергии, поэтому надо расширять ее применение в промышленности, аграрной сфере, транспорте, IT-секторе, ЖКХ, быту и других областях. К тому же впереди эра чистой энергетики. Использование углеводородов в мире постепенно сокращается, на смену привычным машинам приходят электромобили. А еще удельное потребление электроэнергии в Беларуси в 2—3 раза ниже, чем в развитых странах. Словом, жизнь требует активизировать ее использование. В этом направлении сделан очередной шаг.

Постановлением Совета Министров межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025 года изложен в новой редакции. Чем новое решение Правительства отличается от аналогичных предыдущих? 

Первое принято более трех лет назад. Это в основном программный документ, указывающий стратегические пути использования электроэнергии. Но была и детализация. Например, установка электрокотлов на тепловых электрических станциях ГПО «Белэнерго» и в котельных организаций, не входящих в состав объединения, а также внедрение систем отопления и горячего водоснабжения с использованием электроэнергии для объектов нового строительства.

Важный пункт — развитие зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта. Результат: по улицам столицы уже ездит немало электробусов, электромобилей хотя и совсем мало, но зарядные станции уже есть. В модельном ряду 10 их видов. На них заправиться могут электромобили с европейским, американским и китайским разъемами. Кстати, по программе создания государственной зарядной сети для электромобилей через десять лет в стране должно быть 1300 ЭЗС. Это на треть больше, чем сегодня автозаправочных станций для автомобилей на жидком топливе. Словом, тот, кто в ближайшие годы захочет обзавестись легковым электромобилем, неудобств не почувствует.

В прошлом году появился новый комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии. Там уже много конкретики. Например, указывались новые предприятия, с появлением которых возрастет этот показатель. И, самое главное, назывались проекты, позволяющие переходить с углеводородов на электричество. В частности, электрификация железнодорожных участков Жлобин — Калинковичи, Барановичи — Лунинец — Ситница и Ситница — Калинковичи.

Если в этом документе 64 пункта, то в появившемся на днях — в два раза больше. Наибольший вклад в расширение внес Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Там намечено создание суперконденсаторов, автомобильной светотехники, центра испытаний беспилотных автомобилей на новых источниках энергии, нанотехнологических бытовых электрических котлов и многого другого.

Ну а как же АПК? Свой вклад в увеличение потребления электроэнергии внесут новые птичники в Кормянском районе, завод по выпуску консервированных продуктов в Дзержинском районе, добавленные мощности по производству мясо-колбасных, кулинарных и иных изделий из мяса птицы и продуктивных животных на территории Смолевичского района. В перспективе на 90 миллионов киловатт-часов в год добавит расход электроэнергии и возводимая Белорусская национальная биотехнологическая корпорация.

Однако во всех последних случаях не идет речь о замене углеводородов на электричество в сельхозпроизводстве. Поэтому читатель вправе спросить следующее. Почему электромобили вскоре станут повседневностью, будут экономить нам валюту за счет уменьшения закупок нефти, а сельхозтехника в этом направлении не развивается? Да, создана гибридная модель отечественного трактора. Его колеса движутся от электромоторов. Но энергию для них вырабатывает обычный дизельный двигатель. Можно ли создать такой агрегат, использующий аккумулированную электроэнергию?

Наши конструкторы пока разводят руками. Мол, для трактора в 300 лошадиных сил требуется аккумулятор весом 12 тонн. До тех пор пока не будет накопителя энергии малых размеров, мы больше никуда не продвинемся.

Однако зарубежный опыт показывает: это не так! В Украине уже производится электротрактор мощностью 35 лошадиных сил. Мало? Пожалуйста, в Швейцарии — 68. И, наконец, в пику нашему пессимизму. В российской Перми сделали электротрактор на базе модели «Беларус-920» мощностью 81 лошадиная сила. Последняя новость. В Германии создали электротрактор в 400 лошадиных сил. Батарея, кстати, умещается под капотом.

Вывод. Нашим конструкторам надо не разводить руками, а перенимать передовой зарубежный опыт. Тогда и сельчане внесут больший вклад в использование излишков энергии атомной станции.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter