Нам не страшен Серый Волк

30 лет назад «Беларусьфильм» приступил к съемкам музыкальной сказки «Про Красную Шапочку»
30 лет назад «Беларусьфильм» приступил к съемкам музыкальной сказки «Про Красную Шапочку»

Идея этого фильма родилась экспромтом. После того как в 1975–м «Приключения Буратино» Леонида Нечаева прогремели на всю страну, режиссер получил возможность снимать что угодно и как угодно — долгожданную творческую свободу, что 30 лет назад было отнюдь не условным понятием.

— Все началось с аудиенции у зампредседателя Госкино Стеллы Ждановой, — вспоминает Нечаев. — После «Буратино» Стелла Ивановна ко мне благоволила и милостиво спросила, что бы я хотел снять. И я брякнул: «Красную Шапочку». Стоящая рядом наша сценарист, ныне покойная Инна Веткина, царство ей небесное, дергает меня за пиджак и шипит: «Ты с ума сошел, там же две страницы текста — снимать нечего!»

Тем не менее «Красную Шапочку» утвердили. Сценарий был готов через 2 недели. Общеизвестный сюжет Нечаев с Веткиной оставили «за кадром», создав своеобразное продолжение «официальной» сказки. Волки («Не один, а целых три с половиной!» — интриговал журналистов Леонид Алексеевич накануне съемок) получились у них довольно симпатичными, охотник вышел трусоватым, Красная Шапочка — настоящей хулиганкой... Как вспоминали потом (и вспоминают до сих пор) все те, кто так или иначе был причастен к этой «старой сказке на новый лад», съемочный период был сплошным праздником. А творческая команда собралась впечатляющая — Евгений Евстигнеев, Рина Зеленая, Владимир Басов, Николай Трофимов, Галина Волчек, Ролан Быков, Стефания Станюта... Волчонка (ту самую «половинку волка») сыграл Дима Иосифов — полюбившийся публике Буратино. О Яне Поплавской можно запросто сказать, что однажды утром она проснулась знаменитой. В нее были влюблены все мальчишки Советского Союза, а за роль в фильме «Про Красную Шапочку» она получила Госпремию СССР и стала самой юной обладательницей этой награды!

Осталось добавить, что музыкальные хиты написали любимые авторы Нечаева Алексей Рыбников и Юлий Ким. А оператором стал Юрий Елхов, впоследствии воплотивший на экране историю героической Анастасии Слуцкой... Снялась в картине и крошечная дочь режиссера Настя.

— Правда, я сама практически ничего не помню, — смеется Анастасия Нечаева. — Тогда мне было всего 8 месяцев, я сидела в люльке, ела блины без зубов и искренне плакала. Представьте: маленького ребенка катает куча мужчин, все вокруг бегают и поют... Вот когда в 5 лет я снималась у папы в «Проданном смехе», было совсем другое дело.

Сегодня Анастасия работает на Столичном телевидении ассистентом режиссера. Растит 11–летнего Ванечку. О том, что она — дочь знаменитого Нечаева, знают только самые близкие люди. Именем отца она никогда не пользовалась и всего принципиально добивалась самостоятельно. Даже в Белгосуниверситете культуры, который Анастасия закончила, никто из ее преподавателей не подозревал о ее «связях» в мире большого кино...

Увы, уже невозможно взять интервью ни у Зеленой, ни у Евстигнеева, ни у Басова, ни у Быкова, ни у Трофимова, ни у Станюты. Но на «Беларусьфильме» и сейчас вспоминают, как едва ли не весь персонал национальной киностудии сбегался поглазеть на Владимира Басова, который и в кадре, и за кадром был непередаваемо остроумен. Повышенным вниманием пользовалось и каждое появление на площадке мастеров белорусской балетной сцены Людмилы Бржозовской и Юрия Трояна, занимавшихся постановкой танцевальных номеров. Например, для Волчихи — Галины Волчек — Бржозовская придумала специальный танец. От движений, показанных ей нашей примой, Галина Борисовна пришла в восторг и попросила: «Людочка, можно повторить?» А после прокомментировала: «Я бы смотрела на вас бесконечно, это так красиво! Но, боюсь, сама так не смогу». Танец Волчек все–таки исполнила, но при монтаже эту сцену вырезали... Кстати, самой, пожалуй, яркой деталью в облике Волчихи стали серебряные бусы — те самые, которые Леонид Нечаев подарил жене в день рождения Насти, их делали для него специально, по авторским эскизам... Иными словами, для своего фильма ему ничего не было жалко — ни слез собственного ребенка, ни семейных драгоценностей, ни собственной души. Поэтому–то и смотрят это потрясающе искреннее и веселое кино поколение за поколением.

Яна Поплавская: «Я так и осталась хулиганкой»

Популярная актриса и телеведущая Яна Поплавская как–то призналась, что всю жизнь боролась с образом, который к ней «прицепился» после выхода на экраны сказки о Красной Шапочке. Ведь сыграла же и во многих других картинах! «Суета сует», «Васса», «Узник замка Иф», «Мушкетеры: тридцать лет спустя»... Но, похоже, прозвище самой известной героини навсегда «приклеилось» к Яне. Даже сейчас 39–летняя Поплавская иногда слышит вслед: «Смотри, Красная Шапочка пошла!»

— Яна, наверное, вы в детстве были хулиганкой.

— Почему была? Я ею и осталась. Например, когда моему младшему сыну было три с половиной года, мы поехали к друзьям на дачу. А там была громадная лужа. Все мои подруги кричали своим детям: «Отойдите от лужи, отойдите!» А я смотрю, мой стоит... Подошла к нему, спрашиваю: «Че, в лужу хочешь прыгнуть?» Он отвечает: «Да–а–а–а...» Я говорю: «Ну, давай так: мы с тобой прыгаем туда вместе и больше никогда этого не делаем!» И на глазах у изумленных подруг, которые смотрели в окно... вылезли оттуда, как две свинюшки. Потом пришлось отмываться под душем прямо в одежде. Но сын был такой довольный, такой счастли–и–ивый! В общем, я тоже разделила с ним счастье, поскольку, честно вам скажу, мне самой всегда очень хотелось прыгнуть в лужу.

— А сейчас сыновья чем занимаются?

— Старший, Клим, снимает рекламные ролики. А младший, Никита, еще маленький. Ему 9 лет. Хочет быть то хоккеистом, то футболистом, то режиссером, то актером... Я, честно говоря, в его годы тоже долго определиться не могла: собиралась стать то ветеринаром, то хирургом, то журналисткой. Даже после «Красной Шапочки» видела себя кем угодно, только не актрисой... Кстати, в детстве я с девчонками не общалась, поскольку они считали меня «гадким утенком», а вот с мальчиками дружила. Любимой игрой был футбол. Я на воротах стояла!

— Вам посчастливилось сниматься вместе с великими актерами — Риной Зеленой, Роланом Быковым, Евгением Евстигнеевым...

— Рина Зеленая была чудесным человеком! После съемок мы поддерживали отношения, я несколько раз приезжала к ней в гости, мы устраивали посиделки. У нее абсолютно не было, как теперь говорят, понтов. Не страдал звездной болезнью и Евстигнеев. В один из дней после съемок «Красной Шапочки» все страшно захотели есть! Поехали в кафе, но заведение уже закрылось. Я с другими актерами осталась в автобусе, а Евстигнеев ушел добывать провизию. Его так долго не было, что все просто в узел скручивались. И вдруг он выходит, нагруженный пакетами и счастливый, просто умирает от смеха! Мы не можем понять, что происходит, а Басов спрашивает его: «Ты чего?» «Слава ко мне пришла, — говорит Евстигнеев. — Захожу, говорю: «Девчонки, только что закончились съемки. Продайте хоть что–нибудь поесть». Они смотрят и начинают: «Го–о–осподи, дорогой вы наш Басов! Как мы вас любим!..» Так Евстигнеев немножко побыл Басовым.

Особые отношения сложились у меня на съемочной площадке с Роланом Быковым. Он после «Красной Шапочки» даже хотел снимать меня в своем фильме «Чучело». Позвал на главную роль, а когда я приехала, ужаснулся: «Боже мо–о–ой! Зачем ты выросла?» У меня тогда уже была грудь, другой рост... И Ролан Анатольевич взял Кристину Орбакайте.

В «Красной Шапочке» есть сцены, в которых героиня попадает под дождь и прячется у охотников. А была уже осень, и нас поливали из «пожарок», которые качали из озера ледяную воду. Быкову по роли не нужно было выходить мне навстречу под этот «дождик». К тому же он болел бронхитом. Но когда узнал... «Как? Мой ребенок будет стоять под ледяным дождем, а я тут? Обложите меня целлофаном!» Ролана Анатольевича обернули под одеждой целлофаном, и он вышел мне навстречу. В итоге у него было двустороннее воспаление легких! А у меня — просто воспаление легких.

— Кошмар! Куда чиновники из охраны труда смотрели?

— Не знаю... Было много экстремальных вещей. Одно дерево чего стоило, которое падало передо мной и Басовым! Если вы внимательно посмотрите, то увидите, как настоящее подпиленное дерево упало прямо перед моим носом, едва не задев! Именно поэтому я забыла текст и понесла отсебятину: «Боже мо–о–ой! Какая встреча! Какими судьбами!» Это так смешно звучало...

— Чем еще, кроме работы на телевидении, вы сейчас заняты?

— Помимо «Времечка» на канале «ТВЦ», веду на «Новом радио» в прямом эфире воскресную утреннюю программу, для чего каждое воскресенье приходится вставать в 6.45. А недавно я закончила съемки у Елены Райской в фильме «Казино «Снежная королева». Там у меня очень смешная роль: я сыграла бандитку, которая держит наркопритон. «Кликуха» у нее — Маманя! Мне так понравилось играть отрицательные роли!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter