Директор "Дома печати" Роман Олейник: производство биометрических паспортов планируем начать в четвертом квартале 2018 года

Нам ли не быть в печати!

Сегодня 100-летний юбилей отмечает издательство «Белорусский Дом печати». В условиях интенсивной конкуренции, когда только в Минске около сотни полиграфических организаций, самое крупное в стране предприятие былые лавры отдавать никому не собирается. Печать периодики и книг лишь часть работы. В цехах предприятия делают главный документ любого гражданина — паспорт, а также по особой технологии изготавливают святое святых — флаг, который развевается на площади Государственного флага. Он не выгорает на солнце и не боится дождей. С легкой руки здешних переплетчиков рождаются подарочные упаковки, которые не стыдно вручить даже самым почетным гостям. А в следующем году здесь начнут создавать биометрические паспорта с защитой.

Подарочная книга в зависимости от тиража и отделки может стоить, как бюджетный автомобиль. А может и дороже, если делается коллекционерам тиражом в 20 экземпляров

Как изменилось лицо газеты, сколько стоит самая дорогая книга, как удалось создать эксклюзивную технологию для печати на ткани, почему в один из цехов вход строго запрещен — об этом и не только мы поговорили с генеральным директором уникального предприятия Романом ОЛЕЙНИКОМ.

Газеты не уступают

Наши газеты по качеству печати ничуть не уступают мировым изданиям, уверяет Роман Олейник. Сегодня уже не нужно набирать в металле по букве слово за словом, как это делалось несколько десятилетий назад. Компьютерный текст переносится на печатную форму, и… можно запускать станок. Если раньше на процесс печати издания уходило не менее 3—4 часов, то сегодня — от 15 минут. В газетном цеху самая интенсивная работа начинается вечером. Компьютерные полосы со всех изданий начинают стекаться сюда — в сердце Дома печати. Иногда газеты и журналы чуть запаздывают — любой редакции хочется, чтобы в свежем номере было больше оперативных новостей. А потому сотрудники издательства чувствуют себя как натянутая струна. Процесс напряженный, нервный — счет-то идет на минуты. До часа ночи надо, чтобы все издания отправились в путь к своему читателю — во все уголки страны. Форс-мажоров быть не должно.

В Белорусском Доме печати планируют внедрять цифровую печать
Фото sb.by

Мы заходим в один из цехов. Здесь установлена печатная машина нового поколения — оборудование высотой с четырехэтажный жилой дом. В воздухе стоит терпкий запах краски. Очень шумно. По транспортеру свеженапечатанные газеты поднимаются на верхний этаж. Там их быстро упаковывают и тотчас же отправляют по всем городам и весям страны. Утром газеты и журналы обязаны лежать на прилавке или ожидать своего читателя в почтовом ящике.


Роман Олейник хорошо знает всю подноготную периодики, его трудовой стаж работы на предприятии — более 40 лет:

— Когда я начинал, а это было в 1970-х, периодику изготавливали способом высокой печати. Газетные полосы передавались по фототелеграфу. Была трудоемкая работа изготовления печатных форм. Если бы вы взяли в руки газету тех лет, то могли бы и не разобрать, что изображено на фото, — лица угадывались с трудом. Переход на офсет (наша страна была, кстати, первой в Советском Союзе, где стали внедрять эту технологию) позволил сделать гигантский шаг вперед. В конце 1990-х мы перешли на цветную печать. Это сейчас все привыкли к многокрасочности газет, а были времена, когда лишь отдельные издания могли позволить себе придать цвет своему названию. Так делали «Пионер Беларуси», «Зорька». Остальные добавляли краски только по большим праздникам. В нашем деле нельзя не развиваться. Прогресс не стоит на месте. И с ним лучше идти в ногу, чем бежать позади. Технологии «хит-сет», Computer-to-Plate — мы активно используем передовые мировые изобретения.

— Выпустить газету — дело стрессовое. Всегда было волнительно пропустить какую-то ошибку? — интересуюсь у Романа Степановича. В ответ он улыбается краешком губ:

— Курьезов в газетном производстве хватает. Особенно раньше, когда газета считалась идеологическим продуктом и прежде всего освещала политические события. Ошибки либо брачок всегда трактовались однозначно — как диверсия. У нас был случай, который стоил здоровья начальнику цеха. Печатали «Правду». А в ней — информацию о награждении одного из членов Политбюро и его портрет. И надо же было такому случиться: комок бумажной пыли с краской, которые собираются при печати, упал аккурат на портрет уважаемого человека. Тогда компетентные органы по всей строгости спрашивали у начальника цеха, как такое могло произойти. А еще возмущались: газета площадью 1,5 кв. метра, а грязь нашла место именно на портрете члена Политбюро.

В газетном цеху всегда жарко. Здесь установлена печатная машина высотой с четырехэтажный жилой дом
Фото Павла ЧУЙКО

В газетном цехе — самая сложная и ответственная работа. График выхода — по минутам. Как оно бывает? Печатник ловит, что тень прошла по полосам. И на секунду с ужасом замирает — ведь газеты уже пошли в экспедицию. Все свободные люди сломя голову несутся в экспедицию. А там — гора пачек. И надо быстро изъять брак.

Книжное слово

Учебники, книги, брошюры, рекламные листовки — все это тоже печатают здесь. Роман Степанович говорит, что и в этом деле они могут удовлетворить запросы даже самого придирчивого заказчика. Например, сегодня в книгах могут использовать запах. По плечу полиграфистам сделать и 3D-изображения. Надеваешь очки — и картинка, словно в кино, оживает. А сколько видов переплетов — с эффектом бархата, объема, глянца… В книжном деле влияние оказывает мода. Например, одно время в детской литературе активно использовали глиттер-блестки. Сейчас уже меньше прибегают к такому украшению. А некоторые заказчики, замечает руководитель, чтобы сэкономить, готовы печатать книгу на газетной бумаге:

— Вспомнилось, что в 1990-х годах мы массово выпускали покетбуки — книги на газетной бумаге в мягком переплете карманного формата. Женские романы, детективы, фантастику... Одноразовая, по сути, была книга, прочитал — и рассыпалась. Но они пользовались большой популярностью. В советские времена был высочайший интерес к чтению. Золотая пора для книжного производства. Молодое поколение сейчас понять не может, как такое было, что за право купить в магазине книгу ты должен был сдать 20 килограммов макулатуры. А люди в очередь выстраивались, под конкретное издание записывались. Наше предприятие тогда участвовало в этой акции. Печатали так называемые «макулатурные книги», которые распространялись по талонам. Помню, тираж первого тома «Графа Монте-Кристо» Дюма был 1,5 млн экземпляров и второго тома — столько же.


Роман Степанович книги оценивает не только по содержанию, но и по исполнению. Наберется несколько десятков книг, которые для него попали в разряд особых. Это книги подарочные, которые рождались именно в Белорусском Доме печати. Роман Степанович выкладывает на стол несколько таких экземпляров. Добротные кожаные переплеты, золоченые надписи и обрезы, глянцевая бумага. Открываешь — и дух от красоты захватывает.

— Сегодня мы выпускаем ВИП-издания, качеством которых гордимся. Подарочная книга в зависимости от тиража и отделки может стоить, как бюджетный автомобиль. А может и дороже, если делается тиражом в 20 экземпляров. Сейчас объясню, откуда такая стоимость. Для такой книги надо изготовить массу печатных форм. Если при тираже эти разовые затраты делятся, скажем, на тысячу, то в случае с коллекционными изданиями — на гораздо меньшее количество. При малом тираже лучше использовать цифровые технологии, где не делаются печатные формы, а сразу печатается тираж. Некоторые тиражи мы уже печатаем таким образом, но небольшие. И хотя классическая полиграфия дает более высокое качество, мы в ближайшем будущем планируем внедрять черно-белую цифровую печать. Все же за этими технологиями ближайшее будущее.

Наша гордость

Не все знают, что Белорусский Дом печати изготавливает главный флаг страны — тот, который развевается на площади Государственного флага. Делают его из отдельных элементов, которые потом сшиваются. Размер самого полотнища — 7 на 14 метров. Одним глазком мне разрешили посмотреть на этот процесс.


Передо мной громоздкий станок. В нем — крупный кусок ткани. И это только небольшой элемент будущего флага. Машина окрашивает ткань в зеленый цвет. Отмечаю, что пока оттенок зеленого даже отдаленно не напоминает нужный. Но меня успокаивают. Ткань пройдет процесс «проявки» — воздействие температурой — и цвет заиграет. Ни дать ни взять — волшебство! Но перед этим волшебством была проделана внушительная работа, вспоминает Роман Степанович:

— Мы провели исследовательскую работу, подбирая технологию изготовления. В центре города нет сильных ветров. Поэтому искали специально легкие ткани, чтобы даже небольшое дуновение позволяло развеваться нашему флагу, при этом он мог сохранять прочность даже в ураган. Ни дождь со снегом, ни солнце не должны влиять на яркость цветов. Признаюсь, не сразу все получилось. Теперь раз в полгода изготавливаем новые два флага. В городе есть службы, которые следят за их состоянием.


На предприятии есть спецпроизводство, за дверь которого посторонним строго-настрого запрещено даже заглядывать. А все потому, что здесь создается главный документ для любого из нас — паспорт. Здесь же печатают лотерейные билеты, марки, сертификаты. В четвертом квартале 2018 года в Доме печати в планах запустить производство биометрических паспортов. Да, новые документы будут рождаться тоже здесь. Роман Степанович рассказывает о процессе подготовки:

— Предстоит закупить недостающую технику. В новом документе будут дополнительные средства защиты — в этом сложности. Без средств защиты паспорт был бы обычным блокнотом. А здесь снова необходимо внедрять новые технологии.

Вопрос упаковки

Когда тиражи газет, журналов и книжной продукции стали стремительно падать, на предприятии задумались, что делать, чтобы остаться на плаву. Роман Степанович приводит для наглядности статистику:

— Сравните: в 2008 году в месяц мы выпускали 80 млн экземпляров газет, сегодня — 30 млн. И 8—10% загрузки теряем ежегодно. В такой ситуации бросили взор на упаковку. Сейчас мы делаем обертку для молочной продукции, печенья, спичек, лампочек… Это была неизведанная ниша, но сейчас в этом деле занимаем устойчивую позицию — объем составил 25% производства. Мы даже ушли в новое направление для классической полиграфии — это пленочная упаковка. Делаем упаковки для молочных продуктов. Между прочим, мировой уровень упаковки прирастает на 8%. Все больше появляется потребительских товаров. Мы не должны терять объемы. У нас коллектив — 700 человек. Да, у нас не самая высокая зарплата — 950 рублей, в декабре выйдем, надеюсь, на 1000. Но мы хотим, чтобы люди работали, а не волновались, что останутся без рабочего места. Да, мы могли бы сказать: падает полиграфия, надо сокращаться. Но не идем по такому пути. Сохраняем кадры и ценим их — не зря у нас столько династий. Обязательно развиваемся. Если заглянуть в историю, то мы — правопреемники Минской губернской типографии. В свое время она входила в тройку лидеров в Российской империи. И скажите, как мы после этого можем сдать свои позиции?

azanovich@sb.by
P.S. Коллектив «Рэспублікі» присоединяется к многочисленным поздравлениям издательства с юбилеем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter