Нам ли быть в печати

Не спешите прощаться: в истории СМИ еще не было случая, чтобы появление нового медиа привело к исчезновению какого-либо традиционного

Сегодня страна празднует День печати. И я совсем не оговорился — именно вся страна, а не только профессиональное сообщество. Ведь и во времена Советского Союза его у нас отмечали очень широко — не только журналисты, писатели да те, чья работа так или иначе связана с печатным словом. Просто многие считали себя к этому поводу причастными. Из всего сонма профессиональных праздников с большим энтузиазмом у нас относились, пожалуй, только к Дню космонавтики, Дню милиции да Дню строителя.

Фото sectorpravdy.com

Почему именно 5 мая? Современных школьников этому уже не учат: дата связана с выходом ленинской «Правды» в 1912 году. В начале 1990-х многие соседи по СНГ после разъезда по суверенным квартирам правила игры поменяли и переписали их немного под себя. В России, к примеру, теперь журналистов чествуют 13 января. В 1991 году там решили, что есть более весомый и почетный повод — выход первой российской печатной газеты «Ведомости» в 1703 году. А в Украине День работника печати и издательского дела от конкретной даты был отвязан. Его там празднуют в последнюю субботу мая. Наверное, так удобнее.

Впрочем, цитируя героя Василия Шукшина, на самом деле не так уж и важно, когда праздновать, гораздо важнее — как. А вот с этим есть сложности. В последнее время именно к 5 мая в интернете непременно вспыхивают жаркие дискуссии: не стоит ли вообще отказаться от чествований? Коллеги затевают опросы, приглашают к участию в обсуждении видных экспертов, приводят доводы и устраивают жаркие споры. Ведь актуальность печатного слова, по мнению многих, год от года идет на убыль, а популярным становится это же слово, набранное на клавиатуре. Проще говоря, линия водораздела между аналоговым и цифровым способами передачи информации все более четкая, а мысль о том, что технологии выталкивают традиционные СМИ на обочину прогресса, звучит все настойчивее. 

С удовольствием присоединюсь к дискуссии. На самом деле разговорам таким уже больше двух десятков лет — они ведутся с тех самых пор, когда всемирная сеть начала становиться массовым явлением. Но число интернет-пользователей на планете недавно перевалило за 3,5 млрд человек, а интернет все никак не сотрет с лица земли телевидение, радио и печатные СМИ. Ничего удивительного: сто с лишним лет назад, когда кино и радио только появились, многие футурологи кинулись предсказывать скорую смерть театра. Цирку тоже заодно примеряли белые тапочки. Спустя полвека телевидение породило аналогичные предсказания кончины кино и радио. В реальности мы сегодня с удовольствием пользуемся и первым, и вторым, и третьим, да и в театр с цирком порой тоже захаживаем. Вывод напрашивается сам собой: новая медиасфера не уничтожает предыдущие варианты, а лишь начинает сосуществовать с ними, образуя некую смесь. Пожалуй, меняются лишь только процентный состав этой смеси да взаимоотношения ее компонентов. 

Буквально вчера обнародовали интересные социологические данные. Опрос проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), и замерял он настроения граждан соседней страны, но, полагаю, цифры можно смело переводить и в наши реалии. Учитывая определенную общность народов, вряд ли они будут сильно отличаться. Так вот, оказывается, телевизор до сих пор смотрят 52% опрошенных, зато количество интернет-пользователей по сравнению с 2016 годом выросло на 5%. Эта цифра распределилась между теми, кто читает в сети официальные источники, и теми, кто предпочитает социальные сети. Интернет в качестве источника информации используют 32%. Газеты и радио популярны менее чем у 10% респондентов. При этом 70% опрошенных доверяют информации, услышанной из телевизора, и лишь 28% верить ей не спешат. А 49% респондентов уверены в правдивости того, что пишут в газетах, против 38%, которые печатным СМИ верить, увы, не готовы. Еще 45% ищут правду в электронных СМИ, а 34% думают, что в интернете сплошная неправда.

Так что многие представления о будущем традиционных газет, бытующие среди поклонников интернета и других новых технологий, слишком часто опираются на стереотипы и предрассудки. Билл Гейтс, насколько мне известно, вообще предсказал полное исчезновение бумажных газет к 2018 году. Так что основания усомниться в таких прогнозах есть. В многовековой истории СМИ еще не было случая, чтобы появление нового медиа привело к исчезновению какого-либо из традиционных.

benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости