Доступ к госзакупкам ЕАЭС расширен: в Правила определения страны происхождения товаров внесли ряд изменений

Нам есть что предложить

Объем рынка госзакупок стран Евразийского экономического союза по итогам 2021-го составляет 152 млрд долларов. За год рост в денежном выражении составил 11 процентов. Отчасти динамику объясняют снятием ряда барьеров и ограничений по доступу к закупкам. В частности, ранее были разработаны и в конце 2020-го утверждены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для участия в госзакупках. Суть в том, что производители промпродукции — первоначально требования распространялись на 255 видов товаров по десяти направлениям — должны подтвердить, что выпущенные ими товары соответствуют перечню условий и операций и по праву считаются сделанными в ЕАЭС. Акты экспертизы выдают уполномоченные госорганы, у нас это Белорусская торгово-промышленная палата, ее унитарные предприятия, представительства и филиалы. Впрочем, работы у нее вскоре прибавится. Способствует этому ряд новаций в правилах определения происхождения товаров. Подробности уточняла корреспондент «Р».


Сделано в союзе — больше преференций

Упростить доступ к госзакупкам предприятиям, которые используют преимущественно союзные сырье и компоненты, дать им право применять преференционную поправку, а значит, стать более конкурентными за счет меньшей стоимости в отличие от тех производителей, которые вкладывают в товар и его выпуск немало импортных составляющих, — по сути, такова причина создания Евразийского реестра промышленных товаров государств — членов ЕАЭС. Формирует его Евразийская экономическая комиссия. По данным на начало апреля, в реестр включены сведения о 4814 товарах 46 белорусских производителей. При этом всего в списке находится информация о 5013 товарах 49 производителей. Все закономерно: белорусские производители и выпускаемые ими товары — одни из самых активных участников госзакупок в странах «пятерки», в частности в России. Судя по новшествам в правилах определения страны происхождения товаров, количество потенциальных участников на площадках стран-союзников вскоре заметно прибавится. Более того, благодаря вхождению в Евразийский реестр наши предприятия в той же РФ получают доступ к закупкам, где есть запрет на допуск импортных товаров. 


Заместитель директора Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Павел Жуковский напоминает предысторию вопроса:

— Более года единственным критерием определения государства — члена Евразийского экономического союза страной происхождения промышленного товара при осуществлении государственных и муниципальных закупок являлось выполнение исчерпывающих условий, производственных и технологических операций при выпуске промтовара. При этом подтверждением выполнения условий производства являлся акт экспертизы, оформленный по утвержденной форме. Он выдается на неопределенный объем и количество товара и рассматривается в качестве документа о происхождении товара в течение года с даты его получения. Акт экспертизы прикладывается заявителем — в Беларуси это БелТПП — к заявлению о включении сведений о промышленном товаре государства-члена и его производителе в Евразийский реестр. 

В списке прибыло

Но с конца 2021-го в этой части произошло немало изменений. Так, 24 декабря согласно решению ЕЭК правила дополнены приложением 1-1, где утвержден перечень товаров, в отношении которых применяются критерии происхождения СНГ, а в качестве подтверждающего документа — сертификат о происхождении товара СТ-1. К таким товарам отнесена одежда, кроме форменной и специальной. В этом списке есть и меховые изделия, трикотажные и вязаные предметы одежды, кроме чулочно-носочных изделий, дубленая и выделанная кожа, выделанные и окрашенные меха, обувь, за исключением защитной и специальной, головные уборы из текстильных материалов, бумага и картон, троллейбусы. В феврале этот перечень дополнили еще 12 товарами. Среди них, например, поворотные и неповоротные отвалы бульдозеров, машины для смешивания и аналогичной обработки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ, велосипеды без двигателя, автолесовозы, пожарный транспорт, транспорт для аварийно-спасательных служб и полиции, обслуживания нефтяных и газовых скважин, для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска, универсальные и специализированные контейнеры, подъемные машины для механизации складов, радиаторы и их части. Заработал документ на территории ЕАЭС в конце марта. Еще немного времени потребовалось для принятия национальных документов в развитие этих двух решений ЕЭК. Так что с 30 марта у белорусских производителей товаров, включенных в приложение, появилась возможность получить в уполномоченной организации сертификаты о происхождении товара СТ-1 для последующего включения сведений в Евразийский реестр. 

Кроме того, в середине марта Евразийская экономическая комиссия дополнила приложение к Правилам определения страны происхождения товаров условиями производства по 52 товарам. Например, в нефтегазовом машиностроении речь идет о насосах, запорной арматуре, подшипниках, в легпроме — о канатах и тросах, в химической и нефтегазовой промышленности — о трубках, шлангах из пластика и резины, тканях из стекловолокна, в медицинских изделиях — о медмасках, компьютерных томографах, рентген-аппаратуре, виброаппаратах, в сфере строительных материалов — об изделиях из цемента, бетона или искусственного камня, щебне и прочих гранулах, крошке и порошке из камня, в энергетическом машиностроении, электротехнической и кабельной промышленности — о силовых кабелях различного напряжения, проводах, проволоке, оптоволокне. В связи с этим с 28 марта на эти товары Белорусская торгово-промышленная палата может выдавать акты экспертизы о соответствии условиям производства, преду­смотренным приложением к правилам, сведения о таких товарах и их производителях могут быть включены в Евразийский реестр.

Павел Жуковский обращает внимание:

— Основание для включения сведений о товаре и его производителях в Евразийский реестр — сертификат о происхождении товара СТ-1 для продукции, прописанной в приложении 1-1 к правилам, который применяется временно — до 31 декабря 2022 года. При этом сейчас белорусская сторона подготовила предложение о том, чтобы продлить этот срок до конца июня 2023-го. Проект соответствующего документа будет вынесен на рассмотрение очередного заседания Совета ЕЭК, которое запланировано на середину апреля. Кроме того, ранее выданные акты экспертизы и реестровые записи продлеваются на год. А предусмотренный механизм подтверждения страны происхождения товаров, включенных в перечень согласно приложению 1-1, — до 30 июня 2023-го. Эти решения из пунктов перечня мер по повышению устойчивости экономик государств-членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности, утвержденного в марте Советом ЕЭК. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter