Нам было под силу преодолеть любой кризис

Советский Союз можно было спасти, но для этого необходимо было модернизировать систему власти Об этом заявил белорусский лидер Александр Лукашенко в интервью российскому телеканалу НТВ. Телеверсия беседы была показана также на Первом белорусском телеканале.

Президент убежден, что причины случившегося — в несбалансированности государственной власти, а наличие неограниченных богатств лишь “развращало всех внутри страны”. “Мы думали, что мы настолько богаты, что весь мир можем содержать. Никто не считал деньги. Потому что власть была такова, что некому было спросить с этих начальников... Это прежде всего главная причина гибели СССР”.
Александр Лукашенко не согласен с утверждением, что Советский Союз распался из-за кризиса в экономике. “Такого кризиса не было в те времена, были управляемые элементы кризиса. Всего у нас было достаточно, не было только целенаправленного, как это нас часто упрекают, планово-жесткого руководства”. Что же касается падения цен на нефть, то “такой империи, как наша в те времена, было под силу преодолеть любой кризис”, — считает Президент Беларуси.
Александр Лукашенко подчеркнул, что хотя он и является сторонником сильной власти, но в СССР необходимо было действовать иначе. “В Советском Союзе власть надо было модернизировать. Она просто загнивала”.
Говоря же о подписании вискулевских соглашений, белорусский лидер полагает, что “если бы в Верховном Совете заранее узнали об этом, то, скорее всего, Шушкевича до поездки в Беловежскую пущу сняли бы с должности”. У тогдашнего руководства БССР не было юридического права подписывать подобные документы. К тому же соглашения не были подготовлены согласно всем правовым процедурам. “Собрались втроем, быстро договорились и там уже принимали решение. Они понимали, что главное, чтобы был какой-то документ, за который все мировые СМИ схватятся. Назавтра узнали из средств массовой информации, что беловежские соглашения подписали, что Советского Союза нет”. Александр Лукашенко считает: если бы из Москвы был хотя бы звонок в Беларусь, если бы Горбачев “отдал команду КГБ, и по их линии прошел сигнал всех арестовать”, это было бы сделано “в течение нескольких минут”. “Михаилу Горбачеву не хватило решительности, никаким предателем он не был, никогда не выполнял чужую волю, ситуацию четко понимал. Он слушал определенные советы, — отметил белорусский лидер. — А руководитель, и это главное, должен быть смелым, решительным. И он, если наступает судьбоносный момент, слушать не должен ни жен, ни родственников, ни приближенных, ни советников. Он должен принимать решения, жесткие и однозначные”. Развала СССР можно было избежать, если бы Горбачев пошел на решительные шаги сразу же после августовского путча-1991, убежден Александр Лукашенко.
Голосование же по беловежским соглашениям в Верховном Совете Беларуси, вспоминает белорусский лидер, было достаточно сложным. “Поначалу документ не проходил, многие начали догадываться, к чему это приведет, в то время как прозападная националистическая часть парламента начала запугивать. Шушкевич, видя, что это не проходит, выходит якобы к телефону, а затем возвращается через несколько минут и заявляет, что Россия и Украина ратифицировали эти документы. После этого очень многие бездумно проголосовали, кто-то спрятался, кто-то сбежал. Я много думал, почему я тогда проголосовал против. Интуиция подсказала мне, что мы делаем что-то страшное”, — сказал Александр Лукашенко.
По мнению Президента Беларуси, кризис в нашей стране начался после распада СССР. Не стало единой валюты, разорвались экономические связи, стали останавливаться предприятия... “Все обрушилось”. Тогдашнее руководство страны просто не сумело взять под контроль разрушительные процессы.
Беларусь сегодня, говорит Александр Лукашенко, “это интернациональная республика, которая проводит соответствующую социальную политику”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter