В сельской школе Пуховичского района создают Центр белорусско-японской дружбы

«Нам бы толику его скромности»

Каким запомнился Анатолий Гуринович односельчанам и как имя знаменитого земляка помогает детям из деревни Пережир спустя годы

Незаметно для широкой общественности прошла одна недавняя дата, связанная с выдающимся человеком. Я знала, что Пережирская средняя школа в Пуховичском районе носит имя Анатолия Гуриновича, бессменного руководителя МИД БССР с 1966-го по 1990 год. И надо было такому случиться — приехала в Пережир в день памяти советского дипломата и министра.

Говорят, случайность — это вероятность, помноженная на события. 

Чем больше в жизни происходит, тем вероятнее случайность. С именем Анатолия Емельяновича Гуриновича связано многое, о чем можно сказать «впервые». Он первый кадровый дипломат в истории белорусской дипслужбы. Минуло два десятилетия, как его не стало, а в школе чтят память земляка. 

Здесь создан первый и единственный в Беларуси музей известного выпускника.

Анатолий Емельянович родился в Червенском районе, в деревне Пережир на Пуховщине прошли его детство и юность, тут он похоронен. Его мама Василиса Васильевна 25 лет была директором Пережирской средней школы, которая и сегодня одна из лучших на Минщине.

Учитель истории Наталия Овсяник не так давно руководит музеем, но уже прониклась собранным материалом:

— Василиса Васильевна воспитала настоящего патриота, и когда наши ученики и дети из других школ, а на каникулах приезжает много экскурсий, узнают об этом человеке, они уходят отсюда с горящими глазами. У нас собраны уникальные документы из личного архива знаменитого земляка, по истории дипломатической службы. Есть фотографии, которым уже 80 лет, а некоторым учебникам — более ста, по ним училось не одно поколение нашей школы. Есть экспозиции, которые мы меняем, потому что располагаем солидным фондом. Сейчас делаем новую виртуальную версию музея.

Гуринович окончил с красным дипломом Белорусский государственный институт народного хозяйства и был направлен в Высшую дипломатическую школу Москвы. Его однокурсница и невеста Стефа (Степанида) Лаврусенко получила распределение в город Чехов, что в 60 километрах от Москвы. Работала экономистом на арматурном заводе. Переписывались, иногда перезванивались и встречались. А в июле 1951 года в Москве поженились. Вместе вернулись в Минск. Гуринович получил назначение в Министерство иностранных дел.

Около четырех лет работал секретарем постоянного представительства СССР при ООН, затем вернулся в Минск на должность заместителя министра. Во время одного из первых выступлений на Генеральной Ассамблее ООН уже в ранге министра БССР на отличном английском с гордостью сказал, что не просто представляет здесь республику-партизанку, но и сам в минувшую войну партизанил. Зал аплодировал.

До Анатолия Гуриновича возглавляли наркомат иностранных дел лесовод и актер Фальский, Червяков с учительским образованием, Кузьма Киселев — с медицинским. Кузьма Венедиктович сразу разглядел в своем заме преемника и буквально не отпускал от себя. Подсказывал, советовал, направлял. На многих фото Киселев и Гуринович рядом. В сентябре 1953 года министр, как обычно, собирал белорусскую делегацию на VIII очередную сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Включил в нее Анатолия Емельяновича, Михася Лынькова и других. Это была первая поездка молодого дипломата в США, полная впечатлений и переживаний.

А. ГУРИНОВИЧ подписывает Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия, 10 апреля 1972 года.

ВЫСОТНОЕ здание на побережье Ист-Ривера в Нью-Йорке в то время символизировало сплочение народов в борьбе за мир, справедливость и равенство, дыхание планеты. Несмотря на первое, такое ответственное, выступление, Анатолий Емельянович говорил смело и убежденно. Интересно, что волновало объединенные нации в то время? Текст речи есть в школьном музее. Прошло почти 70 лет, но тезисы актуальны и сегодня. Иностранные капиталовложения не могут рассматриваться в качестве источника развития экономики слаборазвитых стран. Монополии, вкладывающие свои капиталы, используют их как средство выколачивания высоких прибылей. Они не заинтересованы в экономическом развитии этих стран и инвестируют лишь те отрасли, которые дают им максимальные прибыли. Важным источником финансирования развития их экономики, подчеркнул представитель Беларуси, должна стать международная торговля, построенная на принципе равенства и взаимной выгоды сторон, без господства и диктата иностранных монополий.

Через четыре года снова прилетел в США, получив назначение второго секретаря постоянного представительства СССР при ООН. Летел с женой и маленьким сыном первым трансатлантическим рейсом советского реактивного самолета Ту-104А по маршруту Москва — Нью-Йорк — Москва в сентябре 1957 года. Этот исторический момент запечатлен на фото, которое хранится в музее Пережирской школы. Сказать, что пассажиры волновались, — ничего не сказать. Ведь только годом ранее наладились регулярные авиарейсы, и летать на этом самолете побаивались, а тут еще и пробный полет.

Выполняя служебные обязанности в референтуре по экономическим вопросам, Анатолий Емельянович занимался и делами, связанными с предстоящим открытием постоянного представительства Беларуси при ООН.

В годы службы Гуриновича на посту министра республика впервые участвовала в работе Совета Безопасности ООН — одного из самых важных органов в вопросе мировой безопасности. Пусть и в качестве непостоянного члена. Это был единственный раз в нашей истории.

ГДЕ бы ни находился, сердцем Анатолий Емельянович всегда стремился на родину. Конечно, часто приезжать в Пережир не мог, но на Радоницу, как правило, бывал постоянно. Односельчане видели его черную «Волгу», стоящую или у родительского дома, или возле кладбища.

Земляки вспоминают о нем как об очень скромном и порядочном человеке. Много общался с семьей Гуриновичей бывший директор Пережирской школы, по инициативе которого ей присвоено имя дипломата, Иосиф Васильевич Кучко, после работавший и начальником районного отдела образования:

— Как-то по весне отправила Анатолия Емельяновича жена ко мне домой, чтобы он попросил помочь с посадкой огорода. Я пригласил, конечно, гостя за стол, пили чай, он делился воспоминаниями. Так проговорили часа три. И тут раздается телефонный звонок. Поднимаю трубку — это Стефа Ивановна: «Скажите, муж у вас? А он попросил привезти навоза?» Конечно, он даже не намекнул об этом. Я успокоил ее, что все будет сделано. Помогали и школьники. Это было за честь, потому что министр иностранных дел для школы делал несравненно больше. Частыми гостями у нас были представители дипслужбы высокого ранга, как сейчас бы сказали, VIP-персоны. Но никогда Гуринович не кичился своим положением. Когда ушел на пенсию, у него не осталось квартиры, ничего. Даже когда ему дали возможность вне очереди купить «Жигули» (в то время автомобили распределялись), он постеснялся это сделать. Я всегда восхищался его скромностью. Дай бог, каждому из нас иметь хоть толику этого. Выдающихся моральных качеств человек! Поэтому мы и решили присвоить его имя Пережирской школе, где он учился, где его мать 25 лет проработала директором. Помню, обратились с ходатайством в МИД. Дальше министерство вышло на Совет Министров. Это было при Урале Латыпове. Со своей стороны, мы обещали, что будем готовить будущих дипломатов. Много экспонатов собрала учитель истории Елена Александровна Иванович. Анатолий Емельянович лично дарил много и Стефа Ивановна.


СОВРЕМЕННУЮ экспозицию помогало создавать нынешнее Министерство иностранных дел, представители которого частые гости в школе. И тут вмешалась еще одна случайность, хотя открытие Центра белорусско-японской дружбы в Пережирской школе можно считать закономерностью, и музей — цементирующее в нем звено. Открытки, подаренные семьей Гуриновичей, станут первыми экспонатами в новой экспозиции, посвященной этой теме. Так случилось, что в белорусском посольстве в Японии некоторое время работала внучка Анатолия Емельяновича Елена Сергеевна Гуринович. А Руслан Есин, сейчас Чрезвычайный и Полномочный Посол в Японии, Австралии и Новой Зеландии, — давний друг школы.

Два года назад Руслан Олегович прислал письмо японского мальчика, который предлагает дружить во имя мира и дружбы на земле, делать все возможное. Послание из-за океана в переводе зачитали на школьной линейке, и пережирские дети тоже подготовили послания своим сверстникам из Страны восходящего солнца, которые через Министерство иностранных дел отправили в Японию. Так построили первый мостик дружбы.

В декабре прошлого года директор Пережирской СШ Сергей Гуцу в составе делегации Минского облисполкома побывал в Стране восходящего солнца. Конечно, привез много впечатлений:

— Мы посетили Синдайскую школу «Никка» в префектуре Мияги. Там совсем другая градация уровней образования — начальная школа в шесть классов, потом средняя, старшая. За три года до ее окончания дети должны определиться с профессиональным выбором. Впечатлил дух корпоративности, дисциплинированность. Ребят приучают с детского сада к гордости за школу, где будут учиться, за фирму, в которой будут работать. Подвозом и питанием школьников, уборкой занимаются специализированные компании. На каком бы месте японец ни работал, считает свою должность главной. 


Я встречался с госпожой Кавахарой, несменным с 2012 года организатором поездок японских детей на оздоровление в «Зубренок». В феврале она побывала и в Пережирской школе, где ей очень понравилось. Этим летом приглашаем группу детей из Японии, отдыхающих на Нарочи, приехать к нам в гости. Думаю, они найдут много общих тем.

А предстоящей осенью благодаря Руслану Есину шесть учеников из Пережирской школы отправятся в Страну восходящего солнца. Пусть пока среди ее выпускников нет дипломатов, но очевидно, школьная дипломатия уже действует. Учителя заметили: дети стали лучше учиться. 

klimovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter