Налоговая шкала

У налоговой системы любой страны три функции... Мнения: оглядываясь на январь

У налоговой системы любой страны три функции.


Фискальная — необходимо изъять для общественных нужд часть добавленной страной стоимости ВВП.


Экономическая — налоги не должны тормозить экономический рост и модернизацию.


Социальная — изъятия должны быть справедливыми, относительно легкие и большие доходы от финансовых спекуляций, лотерей, игорного бизнеса, производства алкоголя должны облагаться больше, чем доход, например, от оказания медицинских или образовательных услуг.


И одно жесткое требование: расчет, сбор и контроль правильности уплаты налогов не должны стоить дорого.


Многогранные воздействия налоговой системы на общество не позволяют упростить ее до примитивной феодальной схемы — десятины. Усложняют систему и многочисленные лоббистские группы. Они требуют льгот и исключений, не позволяющих ввести единые правила применения каждого налога.


Сложность и субъективность вопросов налогообложения не преодолела и теория финансов, которая пока не приобрела строгого научного характера. Поэтому практически нет страны в мире, в которой все были бы удовлетворены своей налоговой системой. Всюду жалуются на сложность и запутанность норм. Беларусь — не исключение. Наша налоговая система не самая сильная часть национальной экономической модели. В то же время за 2 последних года сделаны существенные шаги по ее упрощению. В какой–то мере это движение подытожила Особенная часть Налогового кодекса, вступившая в силу с начала года. Остановлюсь на наиболее важных изменениях в законодательстве.


Во–первых, уменьшено на 4 количество налогов, а в качестве частичной их компенсации увеличен до 20 процентов НДС. Это изменение уменьшит нагрузку на экспортеров и практически не изменит положения импортеров.


Во–вторых, сохранена плоская шкала подоходного налога 12 процентов, существенно упростившая взаимоотношения граждан с налоговыми инспекциями. У последних к тому же существенно уменьшен объем работы. Некоторые специалисты плоскую шкалу критикуют. Дескать, в социально ориентированной экономике богатые могли бы платить больший процент. Однако опыт показывает, что богатые, как правило, и хорошо соображают. Поэтому умеют при высоком подоходном налоге получать часть доходов неофициально. Современная же тенденция в налоговом праве требует облагать не высокие доходы, а чрезмерное потребление. По мере расчета богатства и в Беларуси неизбежны особые налоги на предметы роскоши. Заметим, что у нас не совсем плоская шкала. Небольшая часть зарплаты облагается по нулевой ставке. С 2010 г. — 270 тысяч рублей с вычетом на каждого ребенка еще 75 тысяч плюс вычет до 70 тысяч рублей добровольных страховок жизни, медицинских расходов, дополнительных пенсий. В будущем представляется, что нулевая ставка должна применяться ко всем невысоким зарплатам (на уровне прожиточного минимума), а также к части зарплат, направляемых в сбережения на строительство жилья.


В–третьих, в 2010 г. сделан существенный шаг в либерализации учета зарплат при исчислении налога на прибыль. Это еще один шаг в направлении перехода к международной системе финансовой отчетности. Однако, на мой взгляд, при переходе на МСФО нужны не постепенные шаги, а прорыв. Только единовременный и в чем–то даже болезненный переход спасет от значительных затрат на многоразовое переобучение специалистов и коррекцию программного обеспечения. Отрицательный пример одной из наших отраслей, осуществляющих эволюционный переход на международные стандарты в течение 15 лет, должен стать уроком.


В–четвертых, уточнен порядок формирования и использования инновационных фондов. Спору нет, все должны участвовать в инновационном развитии экономики. Но частным компаниям лучше бы самим решать, на какие инновационные цели их использовать.


В–пятых, с этого года существенно меняется налогообложение внешнеэкономической деятельности. А это около 20 процентов консолидированного бюджета. Здесь есть нюансы. Прежде всего они касаются нефтяных пошлин. Надеюсь, с 1 июля тарифы на вывоз нефти будут включены в формулу раздела суммарных единых пошлин Таможенного союза. Внутри же общей таможенной территории все товары, включая нефть, должны перемещаться без пошлин, сборов и квот. Такова логика этого проекта. И дискуссия по поводу, думаю, станет серьезным испытанием на прочность и перспективы Таможенного союза и роль Беларуси как транзитера между ЕС, Россией и Казахстаном.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter