Налоговая разгрузка?

О реформировании налоговой системы

Подходы к реформированию налоговой системы у нас, говоря дипломатично, очень взвешенные. А если говорить просто — медлительные. В Послании народу и Парламенту Президент в очередной раз заострил внимание на этой проблеме: «Последний раз предупреждаю Правительство о том, чтобы наконец–то создали в стране нормальную систему финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета. Неужели вы не видите, что она просто отпугивает деловых людей! Уже со следующего года проблем в этой сфере быть не должно». Похоже, в соответствующих кабинетах решили не ждать 31 декабря. Серьезные изменения в налоговой системе могут произойти уже со следующей недели.


Представители Правительства предлагают отменить с 1 июня целый ряд платежей. Речь об 1–процентном сборе с выручки в фонд поддержки сельхозпроизводителей, 5–процентном налоге с продаж, 3–процентном сборе за приобретение автотранспортных средств. Кроме того, ставку налога на прибыль предприятий предлагается снизить с 24 до 20 процентов. Взамен, чтобы компенсировать «выпадающие доходы» бюджета, будет увеличена ставка налога на добавленную стоимость — с 18 процентов до 22. Напомню, НДС оплачивают не предприятия, а покупатели. Этот налог «сидит» в цене почти любого товара и услуги.


Что могут дать эти меры?


Безусловно, они окажут осязаемую помощь производителям. Сотни миллиардов рублей не уйдут в бюджет, а останутся на банковских счетах предприятий. Это весьма актуально, учитывая, что многие государственные и частные заводы, агрокомбинаты, предприятия торговли испытывают острый дефицит «оборотки». Восполнить ее за счет банковских кредитов не так просто. Но даже если заем и удастся получить, то вопрос: как его вернуть? Кредитные ставки сейчас на уровне 17 — 25 процентов годовых. А средняя рентабельность в промышленности около 8 процентов. То есть «отбить» кредитные деньги нормальным путем, за счет выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, большинству наших заводов не под силу. А погашать высокий банковский процент за счет новых кредитов — значит выстраивать опасную финансовую пирамиду... В этих условиях снижение налоговой нагрузки на производителей может стать глотком свежего воздуха.


Снижение налогов повышает также конкурентоспособность наших предприятий. В прошлом году каждый второй заработанный белорусскими предприятиями рубль уходил в бюджет. Для сравнения: в соседней России — только каждый третий. Понятно, производитель какой страны «при прочих равных» имеет преимущество на собственном и внешних рынках.


Еще один очевидный плюс — в упрощении налогового администрирования. Чем меньше налогов, тем меньше деклараций нужно заполнять бухгалтерам, меньше бумаги и «человеко–часов» тратить предприятиям. И что еще важно: сужается возможность ошибок при оформлении бухгалтерских документов, которые, как известно, чреваты ощутимыми штрафами.


Собственно, предложения сократить количество налогов (сохраняя объем отчислений) звучат от представителей бизнеса и экономистов давно. Предлагалось даже пойти на радикальные меры: собирать деньги в бюджет через 4 — 5 простых и понятных платежей. Этот вопрос изучали специальные комиссии, проводились тематические дискуссии. В конечном итоге профильные чиновники предпочли улучшать налоговую систему без «резких движений»... Но нынешняя ситуация требует решительности.


Побеседовал с несколькими знакомыми директорами и предпринимателями. Они единодушны в оценках: снижение налоговой нагрузки и уменьшение количества платежей — благо для бизнеса. Что ж, это хорошо. Но надо посмотреть и обратную сторону возможной налоговой реформы. Как скажется компенсационная мера — повышение НДС — на нас, потребителях?


На этот счет услышал два мнения. Первое: покупатели повышения НДС не почувствуют, цены в магазинах не изменятся. Ведь производители и торговля благодаря сокращению налоговой нагрузки получают поле для маневра. Отпускные и розничные цены могут снизиться и нивелировать рост НДС. Вторая точка зрения: производители не будут «делить» налоговые поблажки с потребителями, в итоге все подорожает. Что–то подсказывает, что это опасение небеспочвенно. Стоит вспомнить, как для выхода из «сложного финансового положения» наши сахарные заводы инициировали повышение цен на свою продукцию. Как после падения цен на куриное яйцо за рубежом некоторые белорусские птицефабрики начали «компенсировать» потери за счет собственных потребителей.


Но все же хочется надеяться, что цены все–таки скакать не будут. Ведь по многим позициям они и так заоблачные. И это, кстати, одна из причин того, что объем складских запасов достиг гигантской суммы в 7 триллионов рублей. Впрочем, это уже предмет отдельного разговора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Елена А.
В связи с создавшейся экономической ситуацией рентабельность предприятий снизилась, соответственно и прибыль практически нулевая. Соответсвенно уменьшились отчисления по налогу на прибыль, традиционно считающимся основным налогом, правда, без всякого на то основания. а вот НДС платишь независимо, есть у тебя прибыль или нет, рассчитался с тобой покупатель или нет. Налог с оборота всегда выше, чем налог с прибыли, я имею в виду в денежном выражении. Вот пример: при выручке в 100 руб. предприятие заплатит НДС по ставке 22%-18 руб, по ст.18%-15 руб. При рентабельности предприятия 8%. Его прибыль составит 6 руб. Налог на прибыль по ст.20 и 24 % -1 руб. Ну вот Вам и снижение налоговой нагрузки. Сбор на приобретение транспортных средств - это налог разовый. Трудно себе представить предприятие, которое ежемесячно приобретает автомобили, да еще и не один. 5% сбор с торговли тоже не очень велик, вот их и отменяют. Да и не все у нас занимаются торговлей, значит и платят его не все. А вот НДС это для всех, за редким исключением.
АЮВ
Елена, браво! И, главное, в цифрах!  Как там - "НДС оплачивают не предприятия, а покупатели." Очень смело, очень. А ты, Виталий кто? Предприятие или покупатель? Так, что то что тебе хочется "что цены все-таки скакать не будут" - можешь даже не надеяться. А то что будет один налог вместо 3-5. Да, бухгалтерам облегчение. А заводу или как ты говоришь "предприятию" один хрен, кто с него сапоги снимет - бандит или честный человек (Свадьба в Малиновке), заплатят по полной. Всю "дорогу" источником выхода из кризиса или наполнения бюджета, в тех государствах где прошла моя жизнь, был есть и будет не управленческие решения, не мудрая политика, не умелое руководство - а простой человек. Во -первых не умеют, не могут, не знают. Во -вторых - это путь наименьшего сопротивления (проще, по простому). В-третьих, а куда они денутся.  Я бы на месте колхозников и проч. с которыми не расчиталось государство, привез тот же лен (как в Германии, как там плохо по всем каналам TV) под Дом Правительства и вывалил пару МАЗов на площадь. Вы, министры, сделали заказ? Мы, колхозники, его выполнили. РАСЧИТАЙТЕСЬ! А куда потом тресту денете - это ваши вопросы. Может думать, маленько, начнут. Вот на это и надежда!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?