Как проиндексировали налоги

Налоговая перезагрузка

Как говаривал Бенджамин Франклин, «неизбежны только смерть и налоги». Платить нужно и должно. Вопрос: сколько? Казалось бы, бюджет–2017 сверстан, существенного увеличения налоговой нагрузки нет. Все, как обещало Правительство. Более того, Минфин подсчитал: с учетом прогнозируемого роста валового внутреннего продукта бремя налогов снизится на 1 процент. Ведь ставки не меняются, а фиксированные в рублях только индексируются, то есть корректируются на уровень инфляции, которая планово снижается. За 2016–й не должна превысить 12 процентов. В этом году, как ожидается, впервые за много лет выйдем на однозначную цифру роста цен — около 9 процентов. Значит, предприниматели смогут сократить издержки, предложить больше товаров и услуг. И хорошо, если деловых людей вообще станет больше. Да, но есть нюансы.

Например, с января в Минске ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и физических лиц — мелких торговцев, парикмахеров, репетиторов, производителей мебели, таксистов, фотографов — выросли в среднем на 12 процентов. И так сложились обстоятельства, что это уже второе повышение в течение очень непродолжительного отрезка времени. Ипэшники пережили индексацию фиксированных ставок в марте 2016–го, на 15 процентов. Две индексации сбежались по вполне объективным причинам. Традиционно в конце каждого года у нас происходит корректировка Налогового кодекса. Но в 2015 году налоговые изменения были приняты в конце декабря, и Мингорсовет подкорректировал налоги лишь в марте. Нынче процесс шел более дисциплинированно. Это позволило изменить рублевые налоговые ставки с января. Далее. По общепринятой методике ставки единого налога индексируются на уровень инфляции ушедшего года. Это было неплохо в условиях растущей инфляции, но тренд радикально изменился. Получается, в то время, когда цены идут на спад, у нас по итогам двух индексаций в январе 2017 года индивидуальные предприниматели будут платить фиксированный единый налог почти на треть больший, чем год назад?! И хотя, как заверил начальник минской налоговой инспекции Андрей Соболевский, накануне принятия решения проведен анализ доходов плательщиков единого налога и каждый пятый из них имел 40–кратное превышение доходов над налогами, все же уместно было бы подумать и о тех, кому повезло гораздо меньше. О начинающих бизнесменах, например.

По оценке НИЭИ Минэкономики, для прироста ВВП хотя бы на 2 — 3 процента в год необходимо ежегодно около 2 млрд долларов прямых инвестиций. Но доля вложений в уставные фонды иностранных предприятий, как написал в очередном выпуске журнала «Банковский вестник» доктор экономических наук Кирилл Рудый, на 1 апреля 2016 года составляла всего 2 процента. 54,8 процента прямых иностранных инвестиций — это преимущественно реинвестирование полученной у нас в стране прибыли. Это говорит о чем? Давайте будем реалистами: рассчитывать нужно на себя, на предприимчивость своих людей, чему, увы, не способствует даже самое справедливое повышение ставок налоговых сборов. «Такой способ пополнения бюджета сейчас особенно опасен. Увеличивая налоги для индивидуальных предпринимателей, мы делаем вход в бизнес дороже. Очень несвоевременно, когда идет спад экономики и ухудшение финансового состояния предприятий и граждан», — говорит Ольга Шулейко, заведующая сектором финансовой экономики Института экономики НАН. «Посмотрите, в России на 2 — 3 года индивидуальным предпринимателям вообще дают налоговые каникулы, снижаются налоги в Украине, — эмоционален Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства. — А у нас, к великому сожалению, все еще превалирует какой–то бухгалтерский подход...»

Еще новость в тему: Национальное кадастровое агентство завершило пилотный проект по рыночной кадастровой оценке недвижимости в Кобринском районе Брестчины и Советском в Минске. Выяснили: кадастровая стоимость городского жилья в 1,5 — 2 раза выше той, что принята для расчета налогов. Министерство по налогам и сборам, принимавшее активное участие в проекте, вдохновилось: намерено распространить технологию оценки на всю Беларусь. Рост налогов на имущество в таком случае коснется и граждан, и предприятий. Но что такое, к примеру, рыночная цена недвижимости, если начать разбираться? В 2013 году квадратный метр жилья в Минске продавался за 2 тысячи у.е., сегодня — менее тысячи долларов в эквиваленте. А в 2017–м, возьму на себя роль Кассандры, упадет, предположим, до 500. Какую цифру возьмем в расчет? Мне нравится последняя. А Минфину скорее глянется первая. У нас разные цели. У него фискальная — больше взять. У меня инвестиционная — меньше отдать и вложить в образование детей, помочь им найти место в бизнесе, может быть. Так стоит ли привязывать к такой нестабильной величине ставки налогов? Время идет, реалии и обстоятельства меняются. Вероятно, имеет смысл и своевременно корректировать некоторые методики и параметры. В том числе и те, по которым рассчитываются налоги. Ведь комфортная бизнес–среда нам тоже необходима...

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 5 (25140). Вторник, 10 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter