Налоговая нагрузка снижается, но бизнес волнуют другие платежи и отчисления

Налогов меньше, больше платежей

С тем, что налоговую систему надо оптимизировать, где-то – упрощать, где-то – вожжи отпустить, согласны все. Чтобы не только бизнесу, но вообще реальному сектору дышалось легче. И вроде бы идем по правильному вектору. И налоговое законодательство с каждым годом все приветливей улыбается производителям. Но вот незадача: если классические налоги ослабляют свои стальные объятия, то различные платежи и обязательные отчисления, формально налогами не являющиеся, висят гирями на ногах компаний. Разные механизмы, лишь опосредованно связанные с налоговой системой, постепенно превратились в инструмент изъятия. 

Если необходимость маркировать продукцию контрольными идентификационными знаками (КИЗ) предпринимателей раньше раздражала, то сейчас почти бесит. И вопрос не в самом принципе «нашлепывания» квадратика строгой отчетности на различные товары. Вроде бы КИЗ защищают внутренний рынок от контрабандной и «серой» продукции. Когда его массово вносили в 2000-х, возможно, так оно и было. Но времена меняются. Вопрос о необходимости дополнительного контроля по многим товарам вызывает сомнение. Впрочем, с наличием «марок» на своей продукции производители уже худо-бедно смирились. А вот цена этой хоть и гербовой, но клочка бумаги удивляет.

На бизнес влияют не только налоги, но и обязательные платежи, каковые формально налогами не являются

Директор ООО «Энергия» Игорь Уфимцев, поставщик чая на белорусский рынок, недоумевает. В его отпускной цене продукции нижнего ценового сегмента КИЗ, иной раз, занимает чуть ли не 50 процентов. Предприниматель приводит пример: Министерство обороны проводит тендер — хочет получить чай по цене 30 копеек за 100-граммовую пачку. А ему-то и предложить нечего. Есть позиции с «входной» ценой 0,15 рубля. Но «контролька» стоит тоже 15 копеек. Плюс затраты на ее нанесение… Конечно, есть элитные линейки дорогих напитков, в которых затраты на КИЗ «растворяются». Но такой продукции, по понятным причинам, продается на белорусском рынке очень немного. Основа потребления — недорогие сорта. 

Производители пива и безалкогольных напитков тоже страдают. Ладно, сама стоимость «марки» не совсем понятна. Но ее же нанесение тормозит производственные линии. Плюс разнообразные накладные расходы на администрирование. Вырисовываются солидные непроизводственные потери. Вопрос неоднократно поднимался. В том числе, и во время весеннего мониторинга проблем бизнеса государственными органами. Его обсуждали на правительственном уровне. Даже признали: проблема есть. И ее можно было бы легко решить, если бы от продажи КИЗ бюджет не получал десятки миллионов долларов. А за счет каких источников компенсировать выпадающие доходы? Варианты есть. Бизнес, в кои времена, даже попросил увеличить на соразмерную сумму другие налоги. Но на их рост наложен же мораторий! 

Такой вот парадокс из реальной жизни. 

Косвенно его признал и заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. За последние 8 лет доля в бюджете системных налогов упала с 88,5 до 76 процентов, зато выросла значимость других поступлений. В том числе, и за счет КИЗ. Кстати, стоимость «марки» устанавливает Минфин. Правда, согласовывает ее с антимонопольным органом. Но, в любом случае, механизм этот намного проще, чем изменение ставки любого налога: ведь надо вносить поправки в Налоговый кодекс, утверждать их в парламенте, у руководства страны. И сегодня такие формы фискальной нагрузки волнуют бизнес чуть ли не больше, чем классические налоги. Впрочем, предприниматели питают надежды: наболевшие вопросы будут решены хотя бы в ходе принципиальной модернизации фискальной системы, которая распланирована до 2020 года. Главное, чтобы косвенные платежи не выпали из внимания разработчиков изменений. 

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter