Налоги, которые мы находим и... теряем

Один из факторов, влияющих на развитие экономики, — налоговая политика. В результате введения правил взимания косвенных налогов по мировой практике, по принципу страны назначения, товарооборот России и Беларуси в январе все же снизился. Почему?
Елена БЕРЕСНЕВА, собкор «Р» по Гродненской области: — Один из факторов, влияющих на развитие экономики, — налоговая политика. В результате введения правил взимания косвенных налогов по мировой практике, по принципу страны назначения, товарооборот России и Беларуси в январе все же снизился. Почему? Одной из причин стало то, что не все покупатели смогли подтвердить факт уплаты налогов на своей территории, а значит, в бизнесе все еще присутствуют «серые» схемы. Их, по данным экспертов, в российско-белорусском товарообороте около 10 процентов. Уклонение от уплаты налогов государство рассматривает как серьезное правонарушение. Но видит ли оно только большие проблемы или способно понять нужды каждого, даже незначительного в масштабах страны предпринимателя? В поисках ответа на этот и другие вопросы с новыми участниками диалога, гостями корпункта «Р», мы на примере Гродненской области изучили ситуацию, сложившуюся в отношениях между государственными органами и бизнесменами. Ирина ЭЙСМОНТ, заместитель начальника управления налогообложения организаций ИМНС по Гродненской области: — Стабилизировавшийся уровень развития предпринимательства в Гродненской области говорит о том, что по правилам, установленным в нашей стране, работать можно. В 2004 году объем прибыли к налогообложению по сравнению с прошлым годом увеличился на 65 процентов. Положительная динамика роста рентабельности, снижение количества убыточных предприятий позволили достигнуть высоких поступлений и по налогу на прибыль (141,7 процента), и дополнительно получить в бюджет 43,4 миллиарда рублей. Удельный вес платежей от негосударственного сектора экономики в формировании доходной части бюджета составил 21,2 процента и увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 1,4 процентных пункта. Такая тенденция прослеживается на протяжении последних трех лет. В 2004 году начала действовать общая часть Налогового кодекса. В ней сформулированы основные принципы и понятия налогообложения, определены понятия «налоговый учет», «налоговая база», «налоговая ставка» и др. Многие вопросы, касающиеся уплаты налогов, будут разрешены с введением Особенной части Налогового кодекса. Но то, что уже произошло в последние годы, к примеру, введение фиксированной ставки налога для индивидуальных предпринимателей, снижение ставок отчислений в целевые бюджетные фонды и единого платежа от фонда оплаты труда и др., стало важным шагом к упрощению налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки. Елена БЕРЕСНЕВА: — Сделали ли упрощение и унификация законодательства занятие бизнесом делом привлекательным? Александр СТАЦКЕВИЧ, житель Гродно: — Начать свое дело не так просто. Для того, чтобы получить регистрацию, надо иметь несколько справок и месяц ждать решения исполкома. К тому же все это недешево. Я не говорю уже о том, что ускоренная справка из УВД стоит 14 700 рублей. В законодательстве написано, что в течение 7 дней после получения свидетельства необходимо зарегистрироваться в налоговой, и еще реально не начав работать, не имея даже помещения, должен платить налоги... Ирина ЭЙСМОНТ: — Действительно, в течение 10 дней после вынесения регистрирующим органом разрешения о регистрации субъект предпринимательской деятельности должен стать на учет в налоговой инспекции. Но обязанность по уплате налогов возникает не с этого момента, а после появления объекта налогообложения, т.е. получения доходов от реализации товаров (работ, услуг). В том случае, если есть недвижимость, земельные участки, имеет место выплата зарплаты, то все это является объектом налогообложения соответствующими налогами независимо от полученных доходов. Сергей ПАЦЕВИЧ, глава администрации Октябрьского района Гродно: — В нашем районе зарегистрировано 430 коммерческих организаций. Количество субъектов негосударственного сектора продолжает увеличиваться. То же происходит и в малом бизнесе. По состоянию на 1 января прошлого года на учете в администрации было 5133 предпринимателя и еще 2009 ИП подали заявление о ликвидации. А на 1 января 2005 года предпринимателей уже значится 5448, а закрыть деятельность хотят только 1498 ИП. Регистрация занимает не так уж много времени. И порой это зависит от самого гражданина. Если он в налоговой инспекции в течение одного дня получит справку о том, что не является должником, и в тот же день в УВД — о том, что не имеет проблем с законом и подаст заявление в администрацию, в течение максимум двух недель он получит разрешение на открытие своего дела. С декабря прошлого года администрация рассматривает эти вопросы два раза в месяц. Конечно же, если полагаться на то, что запросы в налоговую и УВД будем делать мы, то решение вопроса отложится еще на две недели. Андрей КРЕЧКО, директор ООО «Неман экспресс сервис»: — Я считаю, что главное — это желание работать. Я начинал как ИП, а сейчас создал предприятие, оказывающее услуги по перевозкам. Имею 12 единиц транспорта и 30 работников. Ничего страшного в том, чтобы создать свое дело, нет. Но молодым и новичкам тяжело начинать из-за отсутствия опыта, к тому же действительно административных барьеров, суеты из-за бумаг у нас много. Елена БЕРЕСНЕВА: — На прошлой нашей встрече фермер говорил, что для того, чтобы ему работать и никого не бояться, надо иметь 13 (!) лицензий. Что произойдет, если их только 12? Игорь САЛТЫКОВ, начальник отдела управления Департамента финансовых расследований КГК РБ по Гродненской области: — Если нет лицензии, а по этому виду деятельности получен доход, превышающий 250 базовых величин, то это подпадает под ст.233 Уголовного кодекса РБ и может повлечь за собой уголовную ответственность. Елена БЕРЕСНЕВА: — И сколько же в Гродненской области случаев, когда неплательщик имеет проблемы с законом? Попали ли в их число руководители или бухгалтеры, запутавшиеся с уплатой косвенных налогов? Игорь САЛТЫКОВ: — В прошлом году наше управление провело 583 проверки, каждая из них была результативной. Сотрудниками управления возвращено в бюджет 4,06 млрд. рублей. Под уголовные дела подпало почти каждое второе из выявленных нами нарушений — 269, в т.ч. свыше 50 уголовных дел — в отношении руководителей и субъектов хозяйствования, как правило, негосударственной формы собственности. Уголовные дела в основном возбуждались по фактам уклонения от уплаты налогов, за незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с получением дохода в крупных и особо крупных размерах, по фактам «лжепредпринимательства», когда при финансово-хозяйственной деятельности с хорошо зарекомендовавшими себя предприятиями области отдельные дельцы использовали печати, штампы, бланки строгой отчетности несуществующих фирм. В последнее время распространение получила вексельная схема оплаты, способствующая уходу от налогообложения. Она пришла на смену «фирмам-однодневкам». Ошибка же бухгалтера, не имеющего умысла на уклонение от уплаты налогов, не повлекшая крупного ущерба государству, как правило, признаков состава преступления не содержит. В таких случаях деньги просто доначисляются и взыскиваются в бюджет, а руководители привлекаются к административной ответственности по налоговому законодательству. Елена БЕРЕСНЕВА: — Укрываются от налогов все-таки чтобы фирма выжила или речь идет о сверхприбыли? Игорь САЛТЫКОВ: — Достаточно сказать, что в прошлом году в отношении 9 субъектов хозяйствования возбуждены уголовные дела за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах (по каждому факту неуплата составляла свыше 1000 базовых величин, или 24 млн. рублей). Я думаю, что в таких случаях не шла речь о том, чтобы просто выжить... Елена БЕРЕСНЕВА: — Но есть и другие примеры. ОАО «Табачная фабрика «Неман» не согласилась с актом налоговой инспекции, где говорилось о недоплате в бюджет 400 млн. рублей, и оспорила его в хозяйственном суде. В результате сумма была снижена до 70 млн. рублей. А сколько ваших проверок было оспорено? Игорь САЛТЫКОВ: — 26, из которых 22 мы в хозяйственном суде выиграли, на сумму 2,9 млрд. рублей. Андрей КРЕЧКО: — Я уплатил полмиллиона рублей штрафа только за то, что во время проверки налогового инспектора один из пассажиров маршрутного такси, принадлежащего моей фирме, не имел билета. Водитель просто не успел его дать во время движения и планировал это сделать на остановке. Никто не принял во внимание то, что все остальные пассажиры билеты имели и касса была в порядке, а «нарушение» было связано со спецификой работы. Так и не понял, какое я имею отношение к нарушению закона о приеме денежных средств, как квалифицировался этот случай? Мне посоветовали: удержите эти деньги с водителя. А за что? Он же у меня ничего не похитил. Несколько таких проверок — и предприниматель разорен... Ирина ЭЙСМОНТ: — Дело в том, что согласно п.12 постановления Министерства по налогам и сборам от 9.09. 2004 г. N 103 «Об утверждении Инструкции о порядке использования КСА или СКС» юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие КСА или СКС, обязаны проводить суммы принятых наличных денежных средств и выдавать покупателю чек кассового суммирующего аппарата. В соответствии же с п.п. 1.10 Указа Президента РБ от 16.01. 2002 г. N 40 (с изменениями и дополнениями) нарушение порядка использования КСА для приема наличных денежных средств влечет наложение штрафа на юридических лиц от 25 до 200 базовых величин. В данном случае с вами поступили правильно. Сергей ПАЦЕВИЧ: — Кстати, отсутствие билета — это отсутствие гарантии того, что при несчастном случае пассажиру будет выплачена компенсация. Андрей КРЕЧКО: — Не спорю, билет должен быть. Но, скажите, проездной в автобусе – это гарантия? Сергей ПАЦЕВИЧ: — Как чиновник я, может быть, и не имею права так говорить. И все же. Если предприниматель не уплатит один рубль в казну, это, может быть, не так уж и страшно по сравнению с тем, что многие так называемые бизнесмены не платят законную зарплату. На некоторых частных предприятиях уровень рентабельности выше 30 процентов, а официальная зарплата, с которой потом будет начисляться пенсия, — 120 тысяч рублей. Игорь САЛТЫКОВ: — Действительно, в октябре 2004 года мы проверяли работу одного из индивидуальных предпринимателей Слонима. Установлено, что за три месяца он не уплатил страховые взносы с выплат, начисленных в пользу работников, чем причинил имущественный ущерб без признаков хищения. К уплате в бюджет ему было предъявлено 4 813 000 рублей единого и подоходного налогов и возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 243 УК РБ (уклонение от уплаты налогов). В декабре прошлого года в отношении того же ИП дополнительно возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты уже 11 852 750 рублей взносов в Фонд социальной защиты. Сергей ПАЦЕВИЧ: — Ликвидировать бизнес ИП сегодня может суд и регистрирующий орган, причем только по ряду причин. Но возьмем вот такой пример. ЦЭиГ устанавливает, что предприниматель продает некачественное мясо. Все, что может санитарная служба, — это выписать штраф или направить предписание, чтобы это сделала административная комиссия. Но, увы, это не останавливает продажу некачественного товара. Для того, чтобы лишить права заниматься бизнесом, ЦЭиГ должен обратиться в суд, нести издержки, а один из работников — потратить несколько месяцев. Мы, как регистрирующий орган, закрыть деятельность недобросовестного ИП по такому поводу не имеем права. Можем это сделать только в том случае, если есть данные из налоговой инспекции, что он полгода не вел хозяйственную деятельность. И что же? Некоторые ИП «регулярно» платят штрафы и продолжают обманывать людей. Елена БЕРЕСНЕВА: — Как вы предлагаете в таких случаях поступать? Сергей ПАЦЕВИЧ: — Дать право органу, который установил нарушение (а налоговой инспекции или ЦЭиГ надо верить), подавать документ в регистрирующий орган. Последний должен иметь право на этом основании запретить деятельность недобросовестного предпринимателя. Хочу привести и противоположный пример. Гражданин хотел бы быть ИП, платить налоги, открыть рабочие места и заниматься, скажем, несложным ремонтом автомобилей, не требующим дорогостоящего оборудования. Но мы не имеем права разрешить, пока он не представит место, где он будет работать. Улицу, автостоянку или гараж, где фактически все это нелегально и делается, юридическим адресом признать нельзя. Получается, люди готовы платить налоги, но нет возможности их зарегистрировать. Елена БЕРЕСНЕВА: — Согласна: если услуга пользуется спросом, всегда поступит предложение. В результате в поле зрения той же финансовой милиции могут попасть не только те, кто ее оказывал, но и абсолютно законопослушные — за то, что пользовались. Ну, например, купили машину за валюту... Игорь САЛТЫКОВ: — В прошлом году нашим управлением возбужден ряд уголовных дел в отношении индивидуальных предпринимателей, занимавшихся незаконной продажей машин за валюту и ввозивших их из-за границы с уклонением от уплаты таможенных платежей. К примеру, Н.Беляев ввез и продал, в т.ч с помощью подставных лиц, 123 машины, не уплатив таможенные платежи в сумме 107,8 млн. рублей. Часто с целью возмещения ущерба по уголовным делам орган следствия накладывает арест на имущество. И надо знать: если машина продана по доверенности, она юридически принадлежит не покупателю, а продавцу. В таких случаях новый владелец не сможет снять автомобиль с учета или совершить сделку купли-продажи. Сергей ПАЦЕВИЧ: — Мне, пользуясь случаем, тоже хотелось бы предупредить людей, чтобы не вступали в сомнительные сделки, в которые втягивают не только автомобильные дельцы, но и черные маклеры. Скажем, уговаривают за 100 долларов оформить на себя куплю-продажу квартиры. Казалось бы, такие деньги за один-два похода к нотариусу! Но через некоторое время, когда у поддавшегося на эти уговоры подойдет очередь на квартиру или на льготный кредит, выясняется, что он недавно производил отчуждение жилья. Это отодвигает очередь как минимум на пять лет. А если таких сделок было несколько, то это квалифицируется еще и как получение дохода. Р.S. На внутреннем рынке Беларуси произошла стабилизация. Те, кто хочет и может заниматься бизнесом, себя уже проявили. Даже регистрация-ликвидация связана скорее не с налоговой политикой, а с поисками более выгодного применения капитала. Мнения участников диалога, высказывавших свою позицию или позицию своего ведомства, сошлись в одном: налоги — это не только то, что государство находит, но и то, что оно теряет. «Серые» схемы в межгосударственном товарообороте вскрыты. Но сейчас надо внимательнее присмотреться к пока еще не решенным вопросам деятельности белорусских предпринимателей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter