Налог платежом красен

О приграничном бизнесе

В Гродненской области за челноков взялись прокуроры. Они подсчитали, что в бюджет не приносят ни копейки около 80 тысяч жителей трудоспособного возраста. Безработные, а многие имеют особняки. Как минимум один автомобиль. Чаще - "Фольксваген-Пассат" с объемным баком. Лучшее техническое средство для вывоза солярки. В общем, живут неплохо, но ни гроша в государственную казну не платят. Потому их пригласят в налоговую инспекцию с предложением заполнить декларацию. Доходы от нелегальной торговли придется декларировать.


В общем-то начинание Гродненской прокуратуры сенсацией не является. Налоговики каждой приграничной области страны каждый год бьются над непростой задачей: как заставить местных "уклонистов" платить в бюджет. Приглашают людей, беседуют, выносят предупреждения. Нередко те в ответ - бумагу на стол. Вот, мол, подтверждение, что деньги на покупку нового авто взяты у сестры, брата, свата и т.д. Но не всегда такой аргумент срабатывает. Недавно инспекция Министерства по налогам и сборам по Брестскому району проанализировала, насколько расходы жителей региона соответствуют полученным доходам. В результате 32 человек попросили заполнить декларации о доходах и имуществе. Не у всех сошелся, как говорят, дебет с кредитом: в 8 декларациях установлены нарушения. Превышение расходов над доходами составило 144 миллиона рублей. С них нужно заплатить подоходного налога больше 17 миллионов. Мелочь? Не соглашусь.


Конечно, приграничный бизнес соблазнителен. Он был, есть и будет. Это - как гроза летом и снег зимой. Не нужно оканчивать университетов, ходить на работу, если спекуляция на солярке, сигаретах, спиртном накормит-напоит да еще и на строительство особняка немного останется. Когда были введены ограничения на вывоз топлива за границу автомобилем и так называемый режим раз в восемь дней, соляровозы взбунтовались: "Это нарушение прав! Дайте нам работу, и мы не будем ездить". Но многие ли из них пошли в местные хозяйства? Увы, нет. А кататься за границу, напомню, можно хоть каждый день: автобусом, поездом. "Фольксваген-Пассат" пусть отдохнет в гараже.


Челноки изобретательны. Недавно директор одного СПК приказал своему водителю подвезти к границе с Украиной неучтенный металлолом. Неудачно. Перегрузку лома на украинскую технику прервали белорусские милиционеры. Еще свежий пример. Брестская таможня в топливном баке "Ауди" нашла партию одежды. Водитель нагло ехал по зеленому коридору. Но обхитрить таможенников не удалось. В бензобаке нашли 20 женских пиджаков и столько же брюк. А топливо в двигатель, к слову, поступало другим путем. Кулибин лишился в результате и одежды, и автомобиля.


Челноки-неплательщики - беда не только белорусского приграничья. Вот, например, информация с сайта литовской газеты. Пишут, после того как Таможенный департамент предоставил мэриям "черные списки" промышляющих приграничной торговлей, некоторым из них прекращены выплаты социальных пособий. А в Италии "уклонистов" стали вычислять с помощью компьютера, имеющего доступ к базам данных местных банков. Достаточно сказать, что 15 миллионов итальянцев, то есть каждый четвертый житель полуострова, заявили в своих налоговых декларациях в прошлом году, что имеют нулевой доход и поэтому не платят налогов.


На Брестчине налоговикам помогает таможня. С 2009 года налажен взаимный обмен информацией. Таможенники сообщают о гражданах, которые регулярно пересекают границу и ввозят однообразные товары для длительного пользования - бытовую технику, например. Или занимаются перевозкой пассажиров через пункты пропуска. Нередко налоговики обращаются с просьбой представить данные о том или ином "безработном". Потом челнока вполне законно просят заполнить декларацию. И давайте без обид. Ведь их дети тоже посещают детсады и школы. Сами они бывают в поликлиниках и больницах, которые содержатся за счет бюджета. То есть наших с вами налогов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter