Налог платежом красен

День налогоплательщика… Жаль, что такой даты нет в официальных календарях. Этот «профессиональный праздник» смог бы стать самым массовым: только подоходный налог в Беларуси исправно платят более 6 миллионов граждан. Впрочем, основное бремя ложится на предприятия и предпринимателей. Проблемы национальной системы налогообложения обсуждались недавно на третьем съезде общественного объединения «Белорусский cоюз налогоплательщиков».
День налогоплательщика… Жаль, что такой даты нет в официальных календарях. Этот «профессиональный праздник» смог бы стать самым массовым: только подоходный налог в Беларуси исправно платят более 6 миллионов граждан. Впрочем, основное бремя ложится на предприятия и предпринимателей. Проблемы национальной системы налогообложения обсуждались недавно на третьем съезде общественного объединения «Белорусский cоюз налогоплательщиков». Основная наша «налоговая» боль, как выяснилось, — не величина платежей, а их количество и сложное законодательство, которое меняется 3—4 раза в год. Скажем, только к правилам взимания НДС имеет отношение около 150 законодательных актов. Что-то похожее касается и других налогов. Запутаться в таком объеме «юридической литературы» проще простого. Предприятиям постоянно приходится увеличивать штат бухгалтеров и юристов, которые не справляются с отчетностью. Но редко кому удается избавиться от ошибок в бухучете. Вот и статистика налоговых проверок за прошлый год показала: с теми или иными нарушениями сработали 90 процентов предприятий. А каждая неточность – готовые убытки: доначисления, пени, санкции. Ладно, когда умышленно занижаются доходы: таких надо наказывать и строго, говорили предприниматели, но ведь большинство получают штрафы за объяснимые ошибки бухгалтера. Иногда даже налоговые инспектора до конца точно не в состоянии разъяснить значение документа. Не обошлось и без красивых зарубежных примеров. В Китае, например, уменьшили государственное бремя, и бизнес резко пошел в гору, а европейские текстильщики в ужасе от обилия азиатской одежды. Правда, такие сравнения не совсем корректны. У каждого государства свои объективные особенности экономики, которые и влияют на налоговую систему. В России основа бюджета формируется из «нефтяных» доходов. Из них и финансируются различные послабления среднему и мелкому бизнесу. В Китае налоги снизили за счет экономии на социальных программах. Там ведь почти все платное: образование, здравоохранение, дороги… А рабочий день на заводе 12 часов, почти без выходных и отпусков, со средней зарплатой 100 долларов в месяц. Беларуси такой вариант не подходит. Что касается европейских стран, так там равновесие процветания капитала и народа вырабатывалось веками. Английскому налоговому законодательству скоро три века исполнится. А нашему едва десять лет минуло. Чувствуете разницу? Другое дело, что система будет совершенствоваться. Определенные подвижки предприниматели заметили. Качественные изменения пообещал и Президент в ежегодном послании. А скоро вступит в силу новая редакция Особенной части Налогового кодекса. Санкции за нарушения станут более жесткими, но законодательство будет упрощаться. Теперь на неосторожные ошибки уже не сошлешься. Да и общее налоговое бремя государство обещает уменьшить. Этот процесс уже идет: с каждым годом уменьшаются оборотные налоги – постепенно они полностью исчезнут. Конечно, государство должно думать о комфорте предпринимателей – они часть общества. Но бизнесу тоже не стоит отстраняться от своих проблем. Пока гражданская позиция белорусских коммерсантов пассивна. Члены Союза налогоплательщиков признали: необходимо более плодотворно сотрудничать с министерствами. Как в России. Там законопроекты разрабатывают научно-исследовательские институты, в которых работают сотни ученых-профессионалов. Эксперты «просчитывают» статьи кодексов и законов, моделируют последствия каждого нововведения. Отсюда и более высокое качество законодательства. Но финансируются эти разработки не из федерального бюджета, а за счет общественных объединений предпринимателей. У нас в стране несколько общественных организаций, которые занимаются этими проблемами. Они могли бы разрабатывать и вносить свои конструктивные предложения, за которые в министерствах их бы только поблагодарили. Ведь не стоит все перекладывать на чиновников и ждать, когда они улучшат ситуацию…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter