Разбираемся, должны ли белорусы, в том числе те, кто живет в России, платить налог

Налог на тунеядство: когда сбор платежом не красен

В прошлом году около 400 тысяч белорусов, в том числе работающие в России и других странах, получили извещения от налоговой инспекции об уплате сбора за неучастие в финансировании госрасходов в 2015 году, в народе прозванного налогом на тунеядство.

Валентин ДРУЖИНИН

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества», принятый в апреле 2015 года, вызвал широкое обсуждение в обществе. Зачастую возникали спорные ситуации – кого справедливо считать тунеядцем? В этом году одним из первых документов, подписанных Президентом Александром Лукашенко, стал Декрет о внесении изменений в резонансный закон.

ЖИЗНЬ ВНЕСЛА КОРРЕКТИВЫ

– Около 24 тысяч граждан уже уплатили сбор. В бюджет поступило более семи миллионов рублей, – отчитался на брифинге начальник Главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси (МНС) Михаил Рассолько. – С учетом того, что внесены изменения в Декрет, каким-то гражданам будет уменьшена сумма сбора либо его уплата будет полностью отменена. Изменения в Декрете были вызваны жизненной необходимостью. Получился симбиоз того, что требовали и законодательство, и жизнь.

Из тунеядцев исключили некоторые категории граждан. В частности, молодых людей, которые проходят альтернативную службу, спортсменов из списков национальных и сборных команд республики.

А вот родитель, воспитывающий ребенка в возрасте от трех до семи лет, теперь получит возможность не платить сбор, только если малыш не ходит в детский сад (это нововведение отразится в извещениях на уплату сбора за 2017 год и последующие). И безработные, зарегистрированные на бирже труда либо обучающиеся по направлению органа по труду, занятости и соцзащиты, должны соблюдать определенные правила, чтобы не платить сбор. Например, отмечаться в службе занятости, не отказываться от предложений подходящей работы, ходить на собеседования с потенциальными нанимателями, а если человек учится – то не прогуливать и сдавать зачеты. В общем, на деле доказывать, что работу он действительно ищет, а не стоит на бирже для галочки.

ТУНЕЯДЕЦ ПОНЕВОЛЕ?

Теперь в Декрете появилось понятие «тяжелая жизненная ситуация». Четкого перечня нет. Закон оставляет за местными органами власти право решать в каждом отдельном случае, обязан ли гражданин платить налог.

Чиновники привели несколько примеров таких ситуаций: необходимость ухаживать за больным родственником или сидеть с ребенком старше семи лет, которому из-за особенностей здоровья приходится учиться на дому. Более того, налоговая даже готова войти в положение людей с алкогольной, наркотической и другими зависимостями, которые – тут важно подчеркнуть! – проходят реабилитацию в различных организациях, а не тусуются у вино-водочных отделов магазинов.

– Мы знаем, что человеку сложно выйти из такого состояния, и когда есть возможность избавиться от зависимости, это очень важно, – отметила начальник Управления комплексного анализа Министерства труда и соцзащиты Татьяна Юшкевич.

Если человек серьезно заболел и вынужден был долго лечиться и проходить реабилитацию, поэтому не работал, то это тоже достаточное основание для отмены сбора. Нужны справки от врачей. В будущем МНС планирует организовать обмен данными в электронном виде с Министерством здравоохранения. Пока же выписки из больниц налогоплательщики должны предоставлять сами.

УЕХАЛ – МОЖЕШЬ НЕ ПЛАТИТЬ

База данных с информацией о людях, которые должны выплачивать сбор на финансирование госрасходов, будет совершенствоваться и дополняться, обещает МНС. И просит граждан пока самостоятельно, не дожидаясь извещений, сообщать об обстоятельствах, которые доказывают, что человек не входит в число социальных иждивенцев.

Особенно это касается тех, кто живет и работает за пределами Беларуси более полугода. Налоговая инспекция не делает запросов у иностранных, в том числе и российских органов. А высылает извещения на уплату сбора тем, о ком нет информации о трудо­устройстве. Так что в интересах налогоплательщика проявить инициативу.

Все, кто фактически находился на территории Беларуси менее 183 календарных дней в году, сбор платить не должны. Доказательством отсутствия в стране может быть вид на жительство, временные регистрации по месту пребывания, отметки погранслужб о пересечении государственных границ иностранных государств. В случае с Россией, Казахстаном и другими странами, с которыми у Беларуси нет пограничного контроля, подойдут проездные документы, разрешение на временное проживание, регистрация и другие документы (договор купли-продажи, найма жилого помещения и т. п.), а также трудовые, гражданско-правовые договоры в другой стране.

В принципе личная явка в налоговую инспекцию не требуется. Все документы можно отправить по электронной почте, указанной на сайте www.nalog.gov.by или там же через форму обратной связи.

Уплатить сбор за 2015 год согласно поправкам в Декрет теперь нужно до 20 февраля 2017 года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Рассолько, начальник Главного управления налогообложения физических лиц Министерства налогов и сборов Республики Беларусь:

– У нас отсутствует граница с Россией, поэтому мы не можем обладать информацией о тех гражданах, которые выехали на территорию России. Поскольку эти граждане зарегистрированы в Беларуси, им направляются извещения, и только после того как гражданин к нам обращается, мы получаем информацию о том, что он отсутствует в Беларуси. Если человек находится за границей, ему не нужно ехать в Беларусь, чтобы предоставить в налоговые органы документы. Всю информацию можно выслать в электронном виде.

А КАК В РОССИИ?

РАБОТАТЬ «В СЕРОЙ ЗОНЕ» РИСКОВАННО


В Москве внимательно изучают опыт белорусов.

Впервые о возможности принятия в России аналогичного «закона о тунеядстве» сказала в сентябре прошлого года вице-премьер Ольга Голодец, выступая в Совете Федерации. Через пару месяцев уже стало известно, что Министерство труда действительно разработало проект документа, предусматривающего введение платежей за использование социальной инфраструктуры неработающими трудоспособными гражданами. И отправило его на согласование и обсуждение во всех инстанциях.

Глава Министерства труда Максим Топилин даже озвучил цифру, которую ведомство заложило в расчеты, – до 20 тысяч российских рублей в год. Цель налога – выявить получающих черную зарплату.

– Давайте исходить из того, что человек легально работает, когда он заплатил подоходный налог. За год, если считать его с МРОТ, сумма составит 11 700 российских рублей. Если человек в тени, за него взнос в фонд ОМС платит субъект России. В среднем в регионах – 8–9 тысяч. Итого 20 тысяч в год для начала. Маловато даже, – объяснил математику министр.

В спор вмешался и Премьер-министр Дмитрий Медведев:

– Хочу обратить внимание – это никакой не налог на тунеядство, его так лучше не называть. Речь идет о вовлечении в систему платежей за соцуслуги тех россиян, кто не платит за них отчисления, но при этом пользуется социалкой.

Однако тут возникает главный вопрос: как различить самозанятых граждан, вообще нигде не работающих, работающих от случая к случаю? Точной статистики нет. То же Министерство труда, например, оценивает общее число самозанятых в РФ в 22,5 миллиона человек.

По словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, существование в серой зоне несет риски для самих граждан, включая возможность уголовного преследования.

– Сейчас обществу нужны простые и прозрачные правила игры, которые облегчат самозанятым гражданам регистрацию бизнеса и дальнейшую работу в открытую, – отметил А. Шохин, считая, что разговоры о «налоге на тунеядство» стоит прекратить – это не выход. Сейчас тем, кто соберется выйти из тени, предложены налоговые каникулы на два года, хотя и для весьма ограниченного списка видов деятельности.

Ольга САРУХАНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter