Налог на автомобиль или на его возраст?

Заместитель начальника главного управления бюджетной политики Министерства финансов Олег Селиверстов сказал, что среди предложений Правительства по налоговой политике на будущий год — введение аналога транспортного налога, который взимается в других странах с владельцев автомобилей. Предлагается установить государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

НА ДНЯХ в Палате представителей обсуждали проект республиканского бюджета на 2014 год

Заместитель начальника главного управления бюджетной политики Министерства финансов Олег Селиверстов сказал, что среди предложений Правительства по налоговой политике на будущий год — введение аналога транспортного налога, который взимается в других странах с владельцев автомобилей. Предлагается установить государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Сейчас транспортный налог на автомобили действует у наших ближайших соседей — в России и Украине. Например, в России транспортный налог относится к региональным. Его величина, сроки уплаты и пределы налоговых ставок устанавливают органы законодательной власти федеральных субъектов. Они могут варьироваться в зависимости от региона, но обязаны иметь отличие менее чем в 10 раз.

К примеру, на территории Владимирской области налоговая ставка на машины, имеющие мощность менее 100 лошадиных сил, установлена в сумме 20 российских  рублей на одну лошадиную силу, а в Красноярском крае — 6 рублей за каждую лошадиную силу.

В Украине транспортный налог оплачивается при первой регистрации, перерегистрации и очередном техосмотре автомобиля. Размер налоговой ставки также зависит от типа и объема двигателя.

Заметим, что в большинстве стран единого транспортного налога как такового нет. Однако вместо него может взиматься дорожный налог, средства от которого идут на строительство и ремонт автотрасс, экологический налог, который стимулирует приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, или налог на имущество, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля.

Кстати, стран, где водители платят за количество «лошадей» без учета их качества, осталось не так много. Последние пять—десять лет при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию так, чтобы города не стояли в пробках, а их жители не задыхались от выхлопных газов. Почти вся Европа уже ввела налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных машин».

Недавно замминистра финансов России Сергей Шаталов сказал, что такая схема транспортного налога может быть введена в стране уже с 2015 года. Минфин предлагает переходить при расчете налоговых ставок от лошадиных сил к кубометрам и вводить коэффициенты, учитывающие экологический класс и возраст автомобиля.

В Беларуси какое-то время действовал транспортный налог, однако по решению Правительства был отменен. Пока все отчисления входят в состав акцизов на бензин. Что ж, это объективно: сколько ездишь — столько платишь.

— Но от европейских экологических требований нам никуда не уйти, — утверждает председатель Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Сергей Коноплич. — Возраст большинства автомобилей в Беларуси — за десять лет. Но слухам о многомиллионных налоговых ставках на одну машину верить не стоит. Госпошлина может составить от одной до двадцати пяти базовых величин в год. Впрочем, ее размер еще будет уточняться. К тому же законопроект пока в работе, и говорить о том, что он начнет действовать с будущего года, преждевременно.

Хотя, полагаю, уже сейчас у многих автовладельцев возникли вполне законные вопросы. Ведь они и так платят за акциз, включенный в стоимость топлива, которое постоянно дорожает, экологический налог, сборы за регистрацию автомобиля. Фактически новая пошлина идет в дополнение к техосмотру. Ведь в квитанции, которую нужно оплатить перед ТО, так и записано: «Оплата за проверку транспортного средства и необходимых документов с выдачей разрешения на допуск к участию в дорожном движении». Нужно найти паритет и в отношении сельских жителей, часть которых имеют только мотоцикл или старенький «Москвич», да и пользуются ими, как говорится, по праздникам.

А может, и вовсе не нужно вновь изобретать велосипед?

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter