Народный календарь: 7 – 13 июня 2021 года

Наливайся соком, нива молодая

Открывает неделю Иван — день, важный для пчеловодов. «Пчаляры» проверяли, все ли в порядке у их подопечных. Если же случалась «неспадзяванка», несмотря на тщательный уход со стороны «гаспадара», то проходили вокруг ульев с иконой святого Зосима. Он считался «памочнi­кам» всем, кто занимался важной и «салодкай справай», разводил «Божиих работниц». На иконах святой Зосим всегда был изображен на фоне леса, в одной руке держал котелок, в другой — крест и метелочку для окропления роя. Образ святого находился на территории пасеки и убирался только в зимнюю пору туда, где стояли до весны ульи.

Идет шестая неделя после «Вялiкадня». Белорусы называют ее «шосцiк». Бытует церковное поверье, что после Пасхи до Вознесения Господь ходит по земле, наблюдая, как живет народ, соблюдает ли все заповеди, не очерствела ли душа у людей, живущих в достатке, готовы ли они помочь ближнему. 
Чаще всего Христос принимает облик простого человека или даже «жабрака», нуждающегося в помощи и поддержке. Подойдя к дому, нищий не просит многого, а лишь кусок хлеба и кружку воды. Не всегда он встречает понимание. Есть притчи, которые рассказывают о том, как, отказав в просьбе и узнав в страннике Бога, люди падали на землю «крыжам» с просьбой о прощении. 

В этот период идет «агляд» засеянного поля. Отношение к нему — как к живому существу, от которого зависит «дабрабыт» семьи. Во всех действиях прослеживается стремление угодить «духу поля», «духу зерна» или плодов. Им в давние времена приносили символические жертвы с целью получить поддержку, снискать милость. Все трудовые «прысвяткi» этого времени — своеобразный договор человека с природой и ее силами. 

На шестой неделе после Пасхи проводился обряд «Ваджэнне стралы». Продолжительность его — около шести часов. Приносилась своеобразная жертва — «падарунак». Участницы действа закапывали мелкие предметы — гребешки, шпильки, ленточки, монетки — в землю и при этом приговаривали: «Пайшоў Гасподзь на небяса, пацягнуў жыта за каласа». Затем срывают несколько колосков, а по приходе домой крепят их над дверями как первый дар поля.

11 июня — день Федосии, или «Хвядоссi», которая в народе зовется колосницей. В этот период начинает колоситься «жыта». Колос в народном сознании — главный символ земледелия. Про это время говорят: «Ужо колас выплывае». Его берут на ладонь, гладят, как драгоценность, и целуют «з вялiкай павагi». Теперь состояние колоса будет диктовать время начала и окончания «жнiва». Отношение к нему уважительное. Он на поле как «галоўны пан». В сказках колос выступает как волшебный кладезь зерна. В это время в лесу могут появляться первые боровики, зовут их соответственно — колосовики.  

12 июня — день преподобного Исаакия. В народном календаре он отмечен как время посадки бобов. В народе говорили так: «Бабы не грыбы, не пасееш, дык i не вырастуць». Из бобов затем делалась бобовая мука, бобовое толокно. 

Один из признаков бобов — их множественность, а это символ плодородия и плодовитости. Бобы использовались в ритуальных «бяседах» и во время Коляд. Их рассыпали по хате, «каб усяго было многа», добавляли в каши с тем, чтобы такой же густой стала на полях и вся «збажанiна». Бобы «работали» при различных загадываниях. Говорили так: «Кинь бобами, будет ли за нами?», «Раскiдай на бабах, добра цi швах?», «Чужую бяду на бабах развяду, а сваёй рады ня дам».
Приметы в день Феодосии-колосницы

Много пауков — к хорошей погоде.

Нельзя прыгать и скакать, чтобы не повредить землю, которая к этому времени стала тяжела и готовится к большому урожаю.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter