Налетай, подешевело?

О распродажах
Видели картинки праздничных распродаж за рубежом? Впечатляют? Разгоряченная толпа выдавливает двери супермаркета и хватает, хватает... На тележках вмиг вырастают пирамиды из коробок. Особенно меня умилила счастливо шепчущая что–то в камеру девушка с тремя свадебными платьями в руках...

Под впечатлением зашла недавно в магазин, обещающий одежду из Германии со скидкой 60 процентов. Была третьей среди вяло перебирающих блузки девчонок. Думаете, менталитет не тот? Ничего подобного! Просто знаете, что лопотала в микрофон корреспонденту та девушка со свадебными нарядами? Что еще вчера они стоили по несколько тысяч долларов, а ей удалось купить за несколько сотен. Вот она, природа страсти...

Однако, если какой–либо отечественный магазин пообещает вам хоть что–либо подобное, держите ухо востро. Дело в том, что в нашей торговле практически сохранилась советская система ценообразования. Оптовая цена плюс 30 процентов надбавки. Но максимум — непозволительная роскошь. На большинство промтоваров продавцы делают накрутку не более 15 процентов. Перед праздниками могут расщедриться производители товара — это еще 10 — 15 процентов. Итого: 30 процентов. Это, пожалуй, все, что нам реально могут уступить... Теоретически никто не запрещает продать залежавшуюся вещь в убыток, но сделать это решаются немногие. Как потом объяснить широкий жест проверяющим? Ведь от цены зависит не только прибыль того или иного супермаркета, но и налоги.

Исключение — импортный товар. Поди проверь, за что был куплен? А продаваем может быть и со 100–процентной накруткой. Такому торговцу действительно выгодно скинуть процентов 60 — 70, а то и 90. Впрочем, все это теория, а моя личная практика, например, склоняет к мысли, что многие распродажи и обещания умопомрачительных скидок — чаще всего лишь ловкий трюк и шанс всучить товар, умело играя на тонких струнах человеческой души. Есть у нас такая слабость. Хотим всего много и дешево. Нужны примеры? Да сколько угодно.

Захожу в супермаркет. «Сделайте покупку на 150 тысяч рублей — и получите дисконтную карту с 3–процентной скидкой!» Сделала. В инструкции к карте примечание: скидки предоставляются только на товар с зелеными ценникам. Огляделась. «Зеленеют» икра красная, балык, севрюга, мясо крокодила... В общем, вы меня поняли... Ладно, не повезло. Идем дальше. В метро сразу несколько обувных магазинов по окончании сезона обещают «ценопад». На плакате модельный сапожок и демонстративно перечеркнутая цена. Подешевел на 70 процентов. Хочу точно такой и по этой цене! «Где?» — спрашиваю у девушки в униформе, скучающей у стеллажей с коробками. «К сожалению, такой модели больше нет. Может, другая подойдет». Но перед глазами модели трехлетней давности, один цвет, максимум два размера и, что самое любопытное, скидка... 20 — 30 процентов!

Эх, куплю–ка я телевизор. Уже второй год сеть фирменных магазинов заманивает рекламой и бонусами к каждым праздникам. То милым дамам к 8 Марта, то ветеранам и так далее. Если подсчитать все предпринятые этапы понижения цены, то, похоже, продают аппаратуру почти даром. Но говорят, что техпрогресс нынче такой стремительный, модели так быстро меняют и снимают с производства, что иногда их лучше продать в убыток, чем держать на складе. Вхожу в магазин. Поначалу все подкупает. И модель та же, и скидка обещанная. Однако, как советуют опытные покупатели, пройдусь–ка я по соседним «техноцентрам».

И что же вижу? Точно такой же телевизор можно купить дешевле и без каких либо заманчивых скидок. Итак, перед нами еще один старый трюк. Накануне акции, за несколько недель цена вдруг поднимается, а после можно смело делать скидку. Наивный покупатель останется доволен, а продавец — при своем интересе... Некоторые магазины обрушивают на посетителя целый град подарков: в первый и последний час работы — скидка 5 процентов, купи с помощью пластиковой карточки — еще 10 процентов, на такую–то сумму — еще 5 процентов. Все бонусы суммируются! Голова идет кругом от такого аттракциона неслыханной щедрости. Но держите голову! Увы, все это за ваши деньги. Как правило, цены в таком магазине будут чуть–чуть выше, чем в других. Вот и весь секрет.

В некоторых странах Европы с подобными уловками борются административно. Например, в Бельгии накануне рождественских распродаж объявляется шестинедельный мораторий и цены замораживаются. Чтобы потом никто не хитрил. У нас – полная свобода фантазий... Так что лучше не попадаться на уловки и несколько раз подумать: купить или не купить...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter