Продажа большинства белорусских сувениров с символикой хоккейного ЧМ-2014 будет приостановлена 9 февраля

Налетай, не скупись

Продажа большинства сувениров с символикой ЧМ-2014 будет приостановлена 9 февраля...
Продажа большинства белорусских сувениров с символикой хоккейного чемпионата мира-2014 будет приостановлена 9 февраля. Эта новость, облетевшая информационное пространство, спровоцировала лавину вопросов. Насколько соответствуют мировым стандартам такие подходы? Что ждет ту продукцию, которая к часу "икс" не разойдется? И как определялось, какие товары после него останутся на прилавках, а какие - нет? Поисками ответов на эти вопросы озадачился корреспондент "СБ".

* * *

ЦУМ с утра пораньше в будний день. "Скажите, а клюшки с символикой чемпионата мира есть?" - "Стеклянные только. Посмотрите на стенде. Там и шайбы будут". В магазине можно найти много разнообразной продукции с логотипом первенства мира-2014. Есть и фуфайки, и спортивная обувь, и сумки... Работы у продавцов много. А товаровед отдела по торговле галантерейными товарами ОАО "ЦУМ Минск" Марина Матус уверена, что со временем спрос еще больше возрастет: "Думаю, многие люди просто пока не знают, что после 8 февраля большей части товаров с логотипом чемпионата в продаже не будет. Поэтому особо не спешат. Но сейчас об этом много говорится. Так что в ближайшие два с половиной месяца ждем увеличения количества покупателей. Хотя и сейчас люди интересуются достаточно часто. Мы начали продавать товары с логотипом полтора года назад - и к сегодняшнему дню реализовали их примерно на 650 миллионов рублей. Всего же планируем, что этих товаров продадим на общую сумму около миллиарда рублей".

Цены на продукцию, отмеченную опознавательными знаками чемпионата мира, не отличаются от обычных. Скажем, магнит с "Минск-Ареной" стоит столько же, сколько с любой другой достопримечательностью города. Но полностью распродать богатый запас к 9 февраля вряд ли удастся. Начальник отдела по торговле галантерейными товарами ОАО "ЦУМ Минск" Татьяна Лагун комментирует ситуацию так: "Конечно, мы хотели, чтобы продукцию с символикой чемпионата можно было продавать всю зиму и весну. В преддверии турнира и в период его проведения спрос был бы самым высоким. Но есть общемировая практика. Так что одна из основных наших задач сейчас - максимально правильно рассчитать объемы поставок, чтобы к февралю товара оставалось немного. Тот, что не продастся, планируем вернуть поставщикам. С большинством из них у нас заключены договоры, подразумевающие такую возможность. Ну и еще не стоит забывать, что продавать тематическую продукцию можно будет и после окончания турнира".

* * *
Кстати, тем, кто планировал отложить "контрольную закупку" в слишком уж долгий ящик, стоит знать, что после мирового первенства "сувенирка" будет в магазинах лишь немногим более месяца. Дэдлайн для продавцов - 30 июня. Да и ассортимент тогда уже, конечно, будет скромнее нынешнего.

Директор полоцкого РУПП "Наследие Ф.Скорины" Николай Ильюшенок о покупке чего-нибудь на память советует позаботиться как можно раньше: "После чемпионата выбор будет не такой широкий. А покупать во время турнира - неэкономно. У компании NEH - эксклюзивное право. Исходя из логики рыночных отношений, можно уверенно говорить: цены, которые установит монополист, окажутся заметно более высокими, чем есть на аналогичные товары нашего производства".

Это же предвидит и менеджер по продвижению чемпионата мира-2014 Петр Рябухин: 

- Например, кружка с логотипом мирового форума стоит у нас около 10.000 рублей. А, допустим, во время турнира в Швеции и Финляндии я видел, по сути, такую же кружку за 10 евро. Что называется, почувствуйте разницу. Кроме того, сегодня все доступно, в большом количестве. Шведская фирма NEH, которая получила эксклюзивное право на производство продукции с символикой, будет продавать свои товары на аренах, в фан-зонах, возможно, в некоторых магазинах. Но такой же широкой представленности в точках торговли, как у наших предприятий, у нее точно не будет.

- Где сказано, что с 9 февраля продукция белорусских производителей продаваться не должна?

- Все требования прописаны в контракте, который мы заключили с Международной федерацией хоккея. Независимо от того, где проводился бы турнир (в Минске, Праге или Стокгольме), страна-организатор этим руководствовалась бы. Если нет - серьезные штрафы от ИИХФ.

- Некоторые белорусские сувениры не будут изыматься из продажи. Как определялось, что именно?

- Коммерческий партнер ИИХФ "Инфронт" хотел вообще запретить нам что-либо продавать с 9 февраля. Но в результате переговоров мы пришли к решению об ограничении. Есть продукция, которую NEH не выпускает, - и нам разрешили закрыть эту нишу.

* * *
Полный перечень разрешенного и воспрещенного можно найти на сайтах чемпионата мира-2014 и федерации хоккея. В запретный список не вошли продовольственные и канцелярские товары, почтовые марки, наборы для саун, фликеры, мыло, влажные салфетки и еще кое-что. Но того, что нужно будет убрать с прилавков в феврале, гораздо больше. Не создаст ли это проблемы? Николай Ильюшенок обращает внимание на то, что производители и представители торговли не выработали единый алгоритм изъятия из торговой сети нераспроданного.

- Во время недавней выставки "Культбытхозтовары" этот вопрос обсуждался, но ни к чему конкретному пока не пришли. Если говорить о нас... Большинству магазинов, куда отгружалась наша продукция, мы предоставили ее с отсрочкой платежа на 60 дней. После того как это время пройдет, они будут обязаны нам оплатить полную стоимость товара независимо от того, какую его часть продадут. Нескольким крупным заказчикам (ЦУМу ГУМу, торговым домам "Кiрмаш" и "На Немиге"), с которыми давно сотрудничаем, мы отдали продукцию на реализацию. Оставшийся товар в соответствии с заключенными договорами после 9 февраля они смогут нам вернуть.

- Сколько именно тематической продукции нужно произвести к чемпионату мира, кто-то вам определял? 

- Работаем по заявкам торговых организаций. Поступил заказ на определенную партию, в течение недели мы ее изготовили - отгрузили. Интерес большой. Наши товары (а это магниты, вымпелы, блокноты, значки) идут по копеечным ценам. И тем не менее на сегодня произвели продукции с логотипом турнира примерно на 500 миллионов рублей.

* * *
На белорусских предприятиях, договорившихся с дирекцией по проведению чемпионата мира о производстве товаров с логотипом (всего их более 100), ждут февраля с разными мыслями. Одни говорят, что никаких проблем нет, так как объемы выпускаемой продукции не самые крупные. Другие же видят некоторые противоречия, но вынуждены подчиниться. Заместитель начальника управления маркетинга и торговли государственного производственно-торгового объединения "Белхудожпромыслы" Григорий Шиптенко констатирует: прекращение продаж продукции производителей, которые обладают неисключительными правами на использование товарного знака "Логотип чемпионата мира ИИХФ по хоккею с шайбой", за три месяца до старта турнира - мировая практика.

- Наша сувенирная продукция из соломки, дерева, глины, ткачество - это в большинстве своем ручная работа, подчеркивает национальную самобытность. Товары же производителей, обладающих исключительным правом на использование символики чемпионата, в основном являются продукцией массового потребления: куртки, кроссовки... Все это не несет культурной ценности. По нашему мнению, туристам, которые приедут в Минск во время мирового первенства, прежде всего было бы интересно что-то аутентично белорусское... И мы двумя руками за то, чтобы у нас была возможность поставлять свою продукцию в торговую сеть и предприятия сервиса и после 9 февраля. Но изменить те условия, которые диктует ИИХФ, нельзя. Мы, как и другие предприятия, заложники ситуации.

- Когда вы узнали, что товары с символикой можно продавать только до 9 февраля, какой была реакция?

- В договоре, который мы заключили с дирекцией по проведению чемпионата мира, прописано, что до 9 февраля мы должны прекратить производство лицензионной продукции. Вопрос относительно ее реализации организациями розничной торговли или предприятиями сервиса в договоре не оговаривается и не был урегулирован иными договоренностями. Поэтому, когда в начале ноября на семинаре, проводимом Министерством торговли совместно с дирекцией, сказали, что торговля большинством видов продукции с логотипом 9 февраля будет прекращена, было неприятно.

- Как вы сейчас строите свою работу?

- Нашей продукции с символикой чемпионата мира выпущено на сумму более 400 миллионов рублей. Производство не остановили, но объемы сейчас сильно корректируем. Работаем только по заявкам и предупреждаем организации торговли, что те сувениры с символикой чемпионата мира, которые они приобретают у нас сейчас, после 9 февраля мы обратно принимать не будем. Ищем и разные нестандартные ходы. Например, ведем переговоры, чтобы наши сувениры входили в стоимость туристических пакетов "Центркурорта". Кроме того, мы, как и некоторые другие производители, выпускаем продукцию, приуроченную к чемпионату мира, но без логотипа. Фигурки хоккеистов, керамические и деревянные шайбы... Думаем, это должно быть интересно болельщикам. Ведь с 9 февраля продажа белорусских сувениров с символикой чемпионата будет ограничена, а то, что произведут за рубежом, начнет завозиться на наш рынок не раньше апреля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter